19 января состоялась пресс-конференция "МегаФон-Москва". Под катом факты и мысли по-поводу, все, как обычно. А 20-го дополнил текст новыми данными, полученными от МТС и "Билайн". "МегаФон" пока что не ответил.
Суть встречи с прессой нетрудно выразить одной фразой: "МегаФон" (Москва) завершил существенный этап развертывания связи 2G на станциях московского метро. Строилась связь в два этапа: с 2004 по 2007 год на 70 станциях метро внутри кольцевой линии, в период с 2008 по 2009 годы - на 92 станциях радиальных линий за пределами кольца. Связь GSM в метро обеспечивается в диапазоне 900 МГц.
На 15 "открытых" станциях покрытие было и до захода "МегаФон" в метро, на поверхности используются частоты 1800 МГц. Итого покрытие есть на всех 177 станциях. Неохваченными пока остались 3 новых станции, которые открыли в конце 2009 года, туда пока связистов не допускают. Но и там связь будет обеспечена в 2010 году. Важно понимать, что по-прежнему в московском метро в основном отсутствует связь от "МегаФон" в туннелях, щелевой кабель для ее обеспечения компания не применяет, предпочитая обходиться другим решением: антеннами, которые пытаются как можно дальше "засветить" в туннель со станций. На пресс-конференции узнать точную суммарную стоимость инвестиций в "подземный проект" не удалось, но прозвучала примерная цифра в 1 млрд рублей, т.е. по текущему курсу - $33,88 млн.
А что у конкурентов?
В 2007 году МТС сообщала о том, что завершено обеспечение покрытием всех 177 станций московского метрополитена. В октябре 2008 года сообщалось об обеспечении непрерывного покрытия МТС на всей протяженности Кольцевой линии. Для этого потребовалось 40 км излучающего кабеля, 80 км оптического кабеля, 12 репитеров на станциях, 7 - в тоннелях и 4 базовые станции. По некоторым оценкам, это обошлось компании примерно в $12-15 млн, что позволяет говорить об общем уровне вложений МТС в связь в московском метро на уровне в $40-50 млн (как выяснилось, эта оценка завышена в 2-2.5 раза). Наличие связи в перегонах Кольцевой линии и на "красной" линии метро - большой плюс. Я в метро бываю часто и не раз оценил возможность получить или сделать звонок в пути, а для многих все более приоритетна возможность пользоваться мобильным интернетом.
Мое обращение в компанию МТС за дополнительной информации дало следующие данные, которые любезно собрала для читателей MForum.ru и моего ЖЖ Ирина Осадчая:
1. Инвестиции в развитие связи МТС в Московском метрополитене не превышают $20 млн, инвестиции в 3G пока что несущественны.
2. По итогам 2009 года, среднее ежедневное пользование услугами МТС в московском метро составляет порядка 250 тысяч Эрланг по голосу, более 740 тысяч SMS и 3.4 Гб передачи трафика в день. Отдельно можно отметить, что обеспечение связи в тоннелях дало рост пользования услугами МТС в метро на 20%.
3. Эксклюзива на использование излучающего кабеля в метро у МТС нет, компания не исключает возможности разрешить конкурентам совместно использовать кабель в тоннелях на условиях аренды. "Сейчас прорабатывается вопрос возможности использования совместной инфрастуктуры., что позволит операторам оптимизировать издержки на дальнейшее развитиее сети в метро".
4. Мой вопрос о числе базовых станций, задействованных МТС в московском метро не нашел ответа, компания не раскрывает этих данных. Нет данных и по другим сетям.
5. На вопрос "окупился ли уже этот проект или он осуществляется в том числе из-за его имиджево-социальной составляющей, ответ изящен: "при существенной роли имиджевой составляющей, мы рассчитываем на экономичесский эффект".
У "Билайн" с метро получалось не так радужно, как у МТС, впрочем, эта компания не часто рассказывает нам о ситуации с ее успехами в московском метрополитене, так что последняя цифра, что у меня есть - это 120 обеспеченных сотовой связью станций на октябрь 2008 года. Так что пришлось запрашивать компанию дополнительно. И вот, что удалось узнать.
К сожалению, в пресс-службе "Билайн" не смогли раскрыть данные по инвестициям в строительство сети в подземке, не дали цифр по трафику и вообще статистике пользования. Как всегда, в подобных случаях, из-за этого буду предполагать, что все не очень ладно (так уж подсказывает жизненный опыт, что об успехах операторы чаще сообщают, а о проблемах чаще молчат, хотя бывают и исключения). Но зато любезно предоставили сведения о числе станций, охваченных связью "Билайн" - таких на сегодня 158 (из 162, если не считать новостроек), в планах на 2010 год еще порядка десяти станций. А еще заверили меня, что покрытие сети "Билайн" в тоннелях есть на 90% перегонов. Не являясь абонентом "Билайн" не могу это заявление прокомментировать, может быть кто-то из читателей подскажет, так ли это, исходя из реальной практики.
Так что пока что МТС, по-прежнему, в лидерах освоения метро. Но разрыв сократился, по-крайней мере, в части числа станций, где можно воспользоваться сотовой связью, его между "МегаФон" и МТС больше нет.
Еще цифры
Игорь Акулинин, первый зам. директора Столичного филиала ОАО "МегаФон" представил три интересных графика. Любопытным кажется различие в темпах прироста SMS-трафика на фоне прироста голоса. Размышляя о том, что отражено картинками, не забываем, что речь идет о приросте числа станций, обеспеченных связью. Мне было бы интересно увидеть также графики, отнормированные к числу базовых станций, но таких не показали, получается картинка, отражающая многофакторные процессы, что уменьшает возможности их анализа.
Ежедневно абоненты сети "МегаФон" в Московском метро наговаривают порядка 10 тысяч Эрланг (600 тысяч минут), отправляют более 1.3 млн СМС, принимают и отправляют около 7.5 ГБ данных.
В МТС еще в 2007 году отмечали, что дополнительные услуги составляют около 46% всего сотового трафика в метрополитене, что в четыре раза выше, чем на поверхности.
Очевидно, что это вполне "вкусные" параметры, которые не позволяют говорить о проектах сотовой связи в метро, как о социальных. Это коммерческая связь, составляющая основу для получения операторами доходов. Доходы от связи не разделяются с метрополитеном, операторы сотовой связи платят за аренду площадок под базовые станции и за работы, которые в интересах операторов ведут подрядчики, имеющие специальные разрешения на ведение работ в метро и соответствующий опыт.
Сравнивать качество связи - задача неблагодарная, где-то она может быть лучше у одного оператора, где-то - у другого. Проблемы для всех общие. Особенность метро в том, что большое число абонентов с включенными телефонами быстро перемещается между базовыми станциями. Создается ненормально высокий сигнальный трафик. С этим приходится бороться специальными мерами. В частности, выделяя под передачу сигнализации все возможные резервы. И все равно, при приближении метропоезда к станции, аппараты пассажиров массово начинают попытки зарегистрироваться в зоне действия базовой станции, которая обслуживает данную зону и время регистрации может достигать десятка секунд (да и больше, судя по моей практике). Так что в итоге не всегда успеваешь сделать даже короткий звонок, не выходя из поезда. Это неудобно, именно поэтому и желательно обеспечивать непрерывное покрытие в туннелях метро.
Не думали пока операторы сотовой связи и о специальных тарифах на тему "метро". Между тем в метро работает немало людей, может быть для них оказался бы интересным "фирменный" тариф?
Процент успешных звонков в метро "МегаФон" на пресс-конференции не озвучил, остался пока без ответа и мой вопрос о числе звонков в день. Попросили прислать письмо, так что напишу и буду ожидать ответа. Но со случаями отказа в обслуживании сети я сталкивался на некоторых центральных станциях в часы пик. Понятно, что это актуально лишь для самых крупных пересадочных узлов и станций, где вечером бывает много молодежи, например, "Пушкинской".
О планах и о 3G в метро Москвы
В целом планы понятные. Связаны они прежде всего с развертыванием в московском метро сети 3G/HSPA. И здесь нельзя исключить, что нас ждет неожиданный поворот! Есть существенная вероятность того, что два или даже все операторы Б3 примут решение о совместном использовании инфраструктуры в метро для уменьшения издержек. До сих пор, даже на поверхности, договориться об этом если и получалось, то все договоренности носили частный характер.
Мы пока можем только гадать о том, насколько глубоко будет подобное сотрудничество. Например, можно представить три разных базовых станции, но с общим излучающим кабелем в туннеле (благо его полоса пропускания достаточна, чтобы обеспечить по четыре канала GSM на оператора). Думаю, что по этому пути операторы и пойдут. Соответствующий анонс ожидаем в ближайший месяц-два.
Спрос на передачу данных в метро уже есть и будет еще большим, особенно, по мере снижения заоблачных цен на трафик передачи данных. Посмотрите, сколько людей в метро сегодня читает с экрана телефона, смартфона, e-book и даже нетбуков, по моим оценкам не менее 30-40% от всех читающих. Многие из них не отказались бы от использования 3G, например, чтобы полазить по интернету по дороге в институт или на работу.
А что же GSM? Пока что "МегаФон" не планирует заниматься обеспечением связи на всей протяженности туннелей. Почти 300 км щелевого кабеля и его установка в копеечку выйдут. Обещают поглядеть, как пойдет дело с 3G, если будет наблюдаться быстрая миграция абонентов в 3G (за ней будут смотреть по доле соответствующих аппаратов), то темой GSM заморачиваться особенно не будут.
МТС активно строит 3G в московском метро. На сегодня уже 3G от МТС есть на всех 12 станциях Кольцевой линии, а также на станциях "Преображенская площадь", "Чистые пруды", "Библиотека им. Ленина", "Университет" Сокольнической линии. До конца 2010 года компания намеревается обеспечить связью 3G все станции всех линий Московского метро в пределах Кольцевой линии. Это не может не радовать потенциальных пользователей. В перспективе будут обеспечиваться скорости вплоть до 10 Мбит/с, что выгодно отличает подземную сеть, где меньше электромагнитных помех, чем на поверхности, и легче обеспечивать лучшее качество широкополосной передачи данных.
А что же "Билайн"? Как сообщает пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом" Ксения Корнеева, "В общей сложности мы планируем обеспечить связью третьего поколения порядка 50 станций метрополитена. Благодаря наличию каналов связи не только на станциях, но и на перегонах московского метрополитена, сеть 3G от "Билайн" в метро имеет большой потенциал для развития и предоставления качественного сервиса, полностью соответствующего концепции "непрерывности" услуг".
На этом тему "связь от "МегаФон" и других операторов Б3 в московском метро" предлагаю считать закрытой, пока я не получу ответы на дополнительные вопросы. Если кто-то хотел бы задать вопрос по заметке мне, обращайтесь!
PR-работа
Выбор места пресс-конференции - ресторан "Метро" (не знал, что у "Метро" есть точка на Садовой-Триумфальной, хотя ресторан "Метро" на Таганке мне знаком). Нормальный подвальчик, а-ля наше советское прошлое. Но с точки зрения возможности писать видео - 2 балла. Темно и контрсвет от стенных светильников. Коллеги из PR-служб. Вы уже научились задумываться о звуке, чтобы "было слышно". Теперь пора привыкать и к тому, что на правильной пресс-конференции должно быть правильное освещение - спикеры должны быть освещены, за ними не должно быть окон или ярко освещенных поверхностей. Иначе получаются одни негры или вообще ничего не получается. Ну не носить же журналистам и видеоблоггерам с собой софиты?
Второе. Неприятная мелочь. В приглашении для журналистов был указан неверный адрес места проведения мероприятия. Совсем другой дом, хотя и по той же улице, даже и недалеко. Я, когда шел от метро, встретил еще одного коллегу, который, побродив вокруг неправильного адреса, по телефону выяснял, куда же все-таки подходить. В таком положении оказались и другие гости. Тщательнее нужно, коллеги.
Третье. В качестве "десерта" (для кого-то, быть может, в качестве основной "завлекаловки") была предложена возможность общения с Дмитрием Глуховским, автором научно-фантастических книг, действие которых происходит в московском метро.
Дмитрий Глуховский
В принципе, с интересными людьми и встречаться бывает приятно, но мне больше по душе такие встречи, если их не "привязывают" к связному новостному поводу, например, благодаря МТС я имел возможность пообщаться с Сергеем Лукьяненко, другие компании часто зовут в кино.
Сергей Лукьяненко, фото Т.
Да и тот же "МегаФон" недавно
приглашал всех на каток. Но ведь в рамках таких встреч особенно не "грузят" новостями компании, соответственно, на них приходят те, кому интересно повстречаться с данным человеком, покататься на коньках или посмотреть кино чуть раньше других. А так время пресс-конференции было увеличено на краткое выступление автора, на вопросы, которые ему задавали. Честно говоря не очень понятно, зачем это было сделано, ведь единственная "привязка" тут - слово "метро".
А что по-этому поводу считают коллеги? Поделитесь своим мнением?