Tele2 объявила консолидированные финансовые и операционные результаты деятельности в 2q2016. Давайте к ним присмотримся, а также сравним с результатами конкурентов.
Операционная выручка
26 млрд руб. (+10,3% год к году, в 2q2015 она составляла 23,6%). У МегаФона, как мы уже знаем, выручка в мобильном сегменте в России в 2q2016 сократилась на 2,4% год к году. ВымпелКом показывает стабильность выручки в мобильном сегменте, но мы знаем цену, какой достигнута эта стабильность. Не знаю, что там покажет МТС, но пока что результаты Tele2 - рекордно позитивные!
Если говорить об абсолютной величине выручки, то она уже достигла 47,5% от мобильной выручки ВымпелКома.
Выручка от передачи данных
Рост год к году составил 48% (!). Блестящий результат, и... магия малых цифр. Они всегда растут в процентах быстрее, чем большие. Тем не менее, это полновесные 3.9 млрд рублей, что составляет пока что скромные 15% от операционной выручки.
У Билайн показатель роста составил 20% год к году - результат безусловно неплохой, но заметно уступающий показанному Tele2. В абсолюте это 12,6 млрд рублей, что существенно больше, чем у Tele2 (22,3% от мобильной выручки). Причины понятны, Tele2 только-только построила сети 3G во многих регионах, а сети LTE и вовсе еще далеко не везде развернуты. У МегаФона и вовсе 20,4 млрд рублей получаются от мобильного ШПД, для компании это уже едва ли не основной источник поступления денег в мобильном сегменте - 32%!
Тем не менее, отмечаем для себя быстрый рост выручки от передачи данных у Tele2. Ожидаемое явление, думаю, что можно прогнозировать, что речь идет о тренде на продолжение роста.
Показатель EBITDA
Показатель составил 4.3 млрд рублей, что соответствует сокращению год к году на 43,4%! Сравните эти результаты со стабильными 27,3 млрд у ВымпелКом или с заметно упавшим (-12,8% гг) показателем, но упавшим до вполне достойных 30,2 млрд у МегаФона.
Повод для огорчений акционеров Tele2? Не совсем, ведь речь идет о приросте показателя относительно итогов 1q2016, когда он составлял 3%.
Все же в целом динамика EBITDA, конечно, вряд ли может радовать акционеров Tele2, но ее нет смысла рассматривать в отрыве от CAPEX.
Показатель CAPEX
А CAPEX у компании Tele2 продолжает оставаться высоким - 9.2 млрд. Что соответствует годовому росту на 19,2%! От выручки это 35%!! Можно говорить и о квартальном росте - в 1q2016 показатель составлял 7.7 млрд.
Вполне очевидно, что компания Tele2 идет "ва-банка", вкладывая все ресурсы в ускоренное развитие сети. Что логично. Назвался груздем - полезай в кузов. Назвался "четвертым федеральным" - соответствуй, предоставляй услуги на всей лицензионной территории, предоставляй их с качеством на уровне или лучше уровня существующих участников рынка.
Есть и другая причина высоких инвестиций. Все тот же выход в Москву. Компания построила в Москве стартовую сеть. Компания провела блестящую рекламно-маркетинговую компанию, выстроила эффективные розничные каналы, что обеспечило ей хороший приток абонентов. Но эти плюсы в любой момент могут превратиться в минусы, если притормозить с развитием московской сети и дать качеству услуг деградировать. За этим сейчас пристально смотрят и конкуренты и абоненты, которые перешли от привычных им операторов и сейчас решают - был ли переход оправданным. Поэтому в Tele2 продолжают инвестировать - это в какой-то мере вынужденная для компании мера.
Что же, все потраченные деньги обернутся лучшим качеством услуг для абонентов. В этом плане инвестиции можно только приветствовать, а инвесторов успокоить тем, что с выросшей базы подключений вернуть инвестиции будет проще.
А что с инвестициями у конкурентов?
Билайн был скромен. Оператор инвестировал в 2q2016 7,2 млрд, т.е. меньше, чем Tele2. Понятно, что и соотношение CAPEX к выручке было заметно меньшим - 17%. Такова сейчас стратегия ВымпелКом.
МегаФон инвестировал 12,9 млрд, но эти средства размазаны по большему числу регионов, нежели у Tele2. Соотношение CAPEX к выручке было на том же уровне, что и у ВыпелКом - 16,4%. Здесь также не спешат инвестировать в развитие сетей, которые сейчас разгружаются абонентами, переходящими к Tele2. Нормальный процесс.
В общем, поддержание высоких кап.затрат считаю оправданной и вынужденной мерой, актуальной для текущего периода развития Tele2. Это вложения в возможность наращивания доходов.
Как деятельность Tele2 оценивают абоненты?
Абонабаза растет. Компания показывает рост на 4.2 млн человек год к году, что в абсолюте дает 38,9 млн человек. Рост на 12%. У Билайн число подключений оставалось практически неизменным. МегаФон показывает рост 4.6%, Здесь Tele2 также обходит конкурентов. Хотелось бы конечно более ярких показателей, надеюсь, в ближайшие месяцы абоненты оценят усилия компании по строительству и умощнению сетей.
Средний доход на абонента (ARPU) составил 221 рубль. Мне этот показатель не очень интересен, как-то комментировать его не буду. То же касается и MoU - 362 минуты на абонента. APPM составляет милые сердцу абонента 0.61 руб. Но не все ли равно с учетом пакетов?
Число пользователей мобильным интернетом составляет 23,8% абонентов (9.3 млн подключений). Здесь, как я уже отмечал, анализируя итоговые отчеты других операторов, рост органический, растет доля пользователей смартфонами в абонбазе.
Что говорит руководство компании
Сергей Эмдин, генеральный директор Tele2:
«Мы рады отметить, что результаты II квартала 2016 года подтверждают сохранение лидерства Tele2 на российском рынке мобильной связи по темпам роста бизнеса. Клиенты положительно приняли наши прозрачные и честные тарифные предложения − NPS (индекс потребительской лояльности) остается значительно выше конкурентных значений. Благодаря выходу на высокодоходный рынок Москвы и рациональному инвестированию в сети 3G/4G, Tele2 на протяжении нескольких кварталов сохраняет устойчивый рост абонентской базы и демонстрирует двузначное увеличение выручки в отчетном периоде».
Наглядно оценить динамику показателей Tele2 позволяют две таблички с поквартальными итогами
Общий вывод
В той мере, в какой позволяют судить представленные показатели, можно сделать вывод о сделанной компании ставке на форсированное развитие сетей в Московском регионе, а также в тех регионах, где у компании есть лицензии, но не было сетей 3G/LTE. Фокус взят на 3G на первом этапе с последующим развертыванием сетей LTE не только в региональном центре, но и в городах с населением от 50 тысяч человек. Развитие LTE идет комплексно, зачастую с использованием не только диапазона b7, но и диапазонов b3 и b20, что позволяет наращивать покрытие экономически эффективным способом.
В Tele2 не побоялись уронить EBITDA, предпочитая развивать сеть форсированно, я эту стратегию поддерживаю, считая что только так компания может рассчитывать на закрепление своего имиджа "четвертого федерального" оператора связи, а не нишевого участника рынка. В средне/долгосрочной перспективе это позволит компании Tele2 существенно нарастить абонентскую базу, долю рынка по абонентам и по доходам. В этом плане инвестиции в Tele2 сейчас надежно защищены. Риски существуют разве что политического плана, связанные с различными возможными форс-мажорными обстоятельствами, но не с операционной деятельностью менеджмента компании. Недавние рейтинги, подтвержденные для Tele2 аналитиками рейтинговых компаний, совпадают с моими прогнозами и оценками деятельности Tele2 в 2q2016.