В Москве состоялась встреча Билайн (ПАО Вымпелком) с партнерами компании. Состоялось откровенное и местами острое общение с аудиторией. Настолько откровенное, что не смогу вас порадовать слайдами презентации - кто читал мою тви-трансляцию могли видеть некоторые из них, а других не будет. Кроме того, у журналистов была возможность пообщаться с топ-менеджментом в формате с отвратительным названием "пресс-подход". Что удалось узнать интересного, и отдельные мои соображения в связи с этим - ниже.
Михаил Слободин, гендиректор Вымпелком (справа),
Александр Поповский, вице-президент по корпоративной стратегии
и развитию бизнеса Вымпелком (слева).
Стоп-коррупция
Антикоррупционная внутрикорпоративная программа, которая и без того была жесткой, эскалирована на новый уровень, в частности партнерам предложено раскрыть соответствующую информацию по прошлым периодам сотрудничества. Дополнительных комментариев относительно того, что было изложено на конференции, получить не удалось. "Кому нужно - всё поняли". Антикоррупционная позиция занята твердо, исключений не будет. Так что кому есть в чём - время покаяться.
Рационализация
Избавление от непрофильных активов, как часть стратегии реформирования компании. Какие активы считать непрофильными, каких ждать событий? Конечно, всех волновала тема возможной продажи вышек связи, которая уже дискутировалась и до сих пор вызывает полемику - целесообразно или нет.
АБ: Поскольку и в этом случае прозвучало "без комментариев", выскажу свое понимание ситуации. Конечно всё не сводится к вышкам связи и к аутсорсингу как таковым. Речь о гораздо более широком круге вопросов, например об инсорсинге. В частности, о все той же централизации, оптимизации, автоматизации и рационализации. Пример - всю бухгалтерскую активность компании Вымпелком перевел в созданный в Рязани ОЦО. И это обособленное подразделение оказывает всем структурным единицам Вымпелкома услуги по ведению бухучета, финансам, управлению персоналом и закупкам. За 4 года убедились, что опыт успешный. Теперь аналогичным образом можно поступить с HR, ИТ, радиопланированием и другими специалистами. Централизовать, автоматизировать, обособить - это способы заметно выиграть в эффективности, производительности труда, оптимизировать расходы.
Одно из направлений - проект "Лого", логистика, аутсорсинг складского хозяйства. Проект запущен 1.5 года назад, рассчитан он на 3 года. К концу периода у Билайн не должно остаться своих складов. По финансовой функции переход завершится к началу 2016 года. И так по целому ряду направлений.
Михаил Слободин показывает руками длину списка направлений рационализации по которым сейчас идет работа - примерно полметра, намечено порядка 50 направлений для перестройки. Какие-то из процессов только намечены к исполнению, какие-то уже близки к завершению перехода. Компания заинтересована провести все процессы быстро, но не потеряв в качестве. Отсюда и длительность некоторых периодов - 2-3 года. В идеале, не только не потеряв в качестве, но с выигрышем в качестве результата, например от проекта "Лого" ждут именно улучшения качества логистики компании в результате перехода на аутсорсинг.
В целом я считаю действия верными, они в тренде мировой практики. Но. В отношении вышек, я бы не продавал. Да, мировая практика иная. Но это российский рынок и риски, на мой взгляд, перевешивают сиюминутный эффект от получения кэша. Боюсь, что решение уже принято, что же, посмотрим, не станет ли это в будущем причиной каких-то проблем. Если что - я предупреждал :).
Шеринг
Официальная позиция компании - no comments.
АБ: Тогда я прокомментирую. Все знают о прорывном сотрудничестве Вымпелком и МТС по шерингу радиоподсистемы (по совместному строительству). Моё ощущение, ожидание - будет еще движение в данном направлении, вероятно, с расширением круга партнерств, а также с расширением видов расшариваемых ресурсов. В свое время узнаем о том, какие и кем договоренности достигнуты.
Это очень правильное направление движения. Сейчас нужны союзы и совместная активность - это дает выигрыш и в CAPEX и в OPEX, на фоне почти отсутствия негатива. Напротив, конкурирующие компании оказываются связаны тысячами нитей взаимного сотрудничества, это хорошо защищает рынок от разрушения и вообще от излишней турбулентности. И, разумеется, снижается себестоимость оказания услуг, без чего компаниям не выжить в ситуации, когда с одной стороны клиенты не повышают свои расходы на связь и интернет, а с другой стороны хотят все больше трафика и вообще новых технологий. Никакого другого пути, кроме повышения эффективности труда и снижения издержек не существует.
Вендоры инфраструктуры
На конференции был объявлен переход от 3.5-вендорной модели к 2-вендорной. Называть их руководство Вымпелком не стало, ссылаясь на то, что договоренности еще не финализированы.
АБ: Я бы выбрал Ericsson и Huawei. Надеюсь, что в компании придут к такому же выбору. Хотя в отношении Ericsson полной уверенности нет, Nokia может предлагать интересные условия. Но я бы взял Ericsson, даже если это чуть дороже и чуть консервативнее. В целом двухвендорная модель опаснее, чем предыдущий вариант. China Mobile вообще покупает у всех крупных поставщиков мира. Но Билайн новый подход, конечно, обещает экономию ресурсов в текущем, тревожном периоде. А значит - альтернативы нет, и решение верное. В конце концов через Х лет стратегию можно и поменять.
Samsung
На фоне проблемных отношений Samsung - Евросеть, Вымпелком оказался в несколько щекотливой ситуации. Сергей Румянцев аккуратно высказался в том плане, что "проблемы с качеством были", что в Samsung с пониманием встретили претензии, что "в рабочем порядке пытаются снять проблемы". Он считает, что "есть шанс восстановить отношения", конечно "с учетом интересов наших дочерних компаний". "Идет процесс урегулирования, на мой взгляд, с большим прогрессом". "Все стороны заинтересованы в скорейшем разрешении этой проблемы". В общем, договорятся, куда деваться, тем более сенокосный период уже на дворе - некогда больше ссориться, надо продавать.
Региональная экспансия Ноу-Хау
Еще совсем недавно считалось, что эта модель не масштабируется и может работать только на большом трафике, который возможен только в условиях Москвы и даже в С.Петербурге уже не применим. Мнение поменялось, теперь решили, что можно двигать проект в регионы, а проблему трафика решат тем, что разрешат подключать в салонах к сетям конкурентов - это привлечет посетителей, а их уже можно будет пытаться конвертировать в билайновцев. Пилот ожидается в ближайшие полтора месяца, один регион - в стройке, в другом завершаются переговоры. До конца года может появиться несколько десятков магазинов, будет о чем рассказывать. Магазины начнут появляться в городах от 300 тысяч жителей.
АБ: Подход проверенный Евросетью и Связным, он работает. Так что решение скорее всего правильное, должно получиться. Еще бы активнее развивали онлайн-продажи через интернет магазин, это тоже потенциально очень успешное направление.
Сколько людей будет работать в компании Билайн к концу 2016 года?
Мой вопрос."Точно меньше, чем сейчас" - Михаил Слободин. У гендиректора Билайн "есть видение этого", но пока он не готов им делиться. Важный аспект - доля фронтлайна, то есть сотрудников непосредственно работающих с абонентами, а это монобренд и колл-центр, будет расти. Т.е. сокращения будут в основном за счет "бэк-офиса". Причем не механистически, а за счет движения в направлении создания "легкой в управлении, динамичной компании".
АБ: Мое отношение я уже высказывал. В целом сокращения неизбежны и нужны. Важно не перегнуть палку, не допустить потери "боевого духа" в компании, появления "чемоданного настроения", как это часто бывает, когда люди сомневаются в надежности своего рабочего места. Важно не растерять людей компетентных, лояльных компании - "свежая кровь" конечно может первое время работать по 12 часов в сутки, но даже при этом не всегда способна заменить специалистов, которые решали те же задачи парой телефонных звонков, поскольку знали всех и вся и у кого "душа болела" за компанию. Считать, что молодежь всегда лучше - опасный вариант. Не все и не всегда, многие еще не видят общей картины, а слово лояльность нынче вообще не в чести.
К сожалению, нет идеальных механизмов отделения балласта от ценных работников, поэтому процесс сокращения всегда болезненный и всегда связан с временным проседанием в эффективности и качестве работы. По-другому не бывает. Видимо сейчас стратегическая задача перехода к компании с более высокой производительностью труда выглядит наиболее важной, важнее сохранения лояльности и спокойного климата. Очередной плюсик Слободину, как стратегу, а не человеку, которому важно получить бонус от владельцев компании в конце года.
Задачи по доле рынка
МС: "Задача на 2015 год - не упасть, и у нас есть для этого все основания". Под основаниями г-н Слободин подразумевает рост NPC, клиентской удовлетворенности компанией. На 2016 год "есть намерение расти". В цифрах прогнозировать сложно - телеком не изолированная область и различные внешние факторы могут сильно влиять на конечные результаты, как это мы могли наблюдать в ситуации с Крымом.
Отток
"У меня есть мечта. К концу 2016 года иметь в Билайн самый низкий отток на российском рынке", - Михаил Слободин. Но... "без учета мигрантского сегмента".
АБ: Это понятно, что мигранты влияют на "искуственное" завышение оттока. У Билайна самый большой среди всех операторов мигрантский сегмент. И органически все уезжающие свои номера бросают, а приехав, подключаются заново. Справедливо этих людей как-то по-другому считать. Правда в итоге результаты будут несравнимыми (ну кто еще будет вычислять отдельно базы с учетом мигрантов), и мы так не узнаем, кто лидер на рынке по оттоку :)
Впрочем, все эти "пузомерки" по любым цифрам, кроме объема доходов, по-сути "от лукавого". Считать следует деньги.
Ясно, что компания действительно делает очень много для снижения оттока - вспомним хотя бы отказ от токсичных доходов, расширение линейки в рознице, развитие собственной розницы, ... инициатив реально много. Это всё не может не улучшать ситуацию с оттоком, особенно на фоне того, что некоторые другие операторы явно "забили" на тему, и ведут себя с абонентами как с субстратом из которого можно жать деньги любыми "сравнительно честными способами отъема денег у населения".
CAPEX
Вырастет ли CAPEX в 2016 году? Это был мой вопрос и Михаил Слободин на него ответил - "нет, скорее всего, нет".
АБ: Михаил Слободин очень прагматичен в отношении развития сети - "сколько денег, столько песен". Ситуация на рынке кризисная, клиенты больше не заплатят, а значит следует "по одежке протягивать ножки". Я бы предпочел, чтобы здесь вмешались инвесторы, выделили бы дополнительные средства в виде целевого взноса "на развитие сети". Они по-сути несколько лет ранее на этом экономили, и такой взнос был бы своего рода "возвратом долга" компании. Но этого пока не происходит. Соответственно в имеющейся ситуации - это решение вынужденное и неизбежное. Билайн будет улучшать то, что может, но лишних денег у компании нет. Это не значит, что развитие сети останавливается, напротив, мы в ближайшие месяцы сможем наблюдать ряд анонсов о запусках LTE в новых регионах. Билайн долго договаривался с вендорами о новых "антикризисных" условиях поставок, чтобы выжать максимум из доступных средств, теперь наступает время, когда все договоренности отольются в железе в виде расширения и строительства новых сетей. В 2016 году инвестирование продолжится, возможно, в тех же объемах, что и в 2015 году.
В целом, такие планы не выглядят критично. А если за 2016 год компания покажет серьезную положительную динамику, начнут расти доходы, в частности, то можно будет и инвестиции нарастить в абсолютном выражении в 2017-2018-м (даже в рамках того же процента от дохода, а то с его увеличением). Если жизнь не внесет свои коррективы - это я уже про политику страны и мировую экономику. Но это уже за пределами ответственности г-на Слободина :).