(Вопрос: 3000 - это что такое? О каких именно диапазонах, стандартах, идет речь?)
Андрей Ушацкий, вице-президент по техническому развитию МТС в России: 3000 - это примерное число базовых станций GSM/GPRS/EDGE диапазонов 900 и 1800 МГц, которыми были заменены ранее использовавшиеся в Москве базовые станции 2G в этих диапазонах. Для замены использовалось оборудование NSN Single RAN, которое может использоваться, как для обеспечения GSM 900/1800, так и для 3G/UMTS/WCDMA/HSPA в диапазоне 2100.
Для того, чтобы обеспечить сравнимое покрытие 3G с покрытием 2G, пришлось достраивать новые сайты, поскольку в диапазоне 2100 радиус покрытия сайтов меньше, чем в диапазонах 900/1800 МГц и меньше проникновение в здания. Новые сайты оборудованы только базовыми станциями 3G, на них нет оборудования GSM.
Наш фокус сейчас - на обеспечение indoor покрытия, покрытия внутри помещений, поскольку статистика показывает, что сейчас порядка 80% трафика - это indoor трафик. То есть люди в основном пользуются "мобильным интернет-доступом" в стационарном режиме, находясь в каких-то помещениях: дома, в офисе, в ресторанах... Мы фокусировались на этой задаче и в 2011 году, еще больший акцент сделаем на этой теме в 2012 году. Мы понимаем, что outdoor сетью не получится обслужить весь трафик и обеспечить достойное покрытие внутри помещений. Поэтому львиная доля наших инвестиций в Москве будет ориентирована именно на indoor. Будем размещать базы в крупных бизнес-центрах, разводя сигнал по этажам. Будем в точках концентрации трафика снимать нагрузку с outdoor сети с помощью indoor сетей.
С 2010 года мы начали применять технологию фемтосот. Уникальная технология, если говорить о скорости развертывания сети на ее основе. Кроме того, это сравнительно дешевое решение, обеспечивающее качественное покрытие и необходимую емкость в помещениях. В Москве уже достаточно много установлено фемтосот у корпоративных клиентов МТС.
(Вопрос - "много - это сколько"?)
Много - это около 300 фемтосот было развернуто в 2011 году.
Константин Марков, директор Макро-региона МТС Москва
Перспективы развития indoor покрытия в Москве трудно обсуждать, поскольку очень многое зависит от позиции собственников зданий - бизнес-центров, торговых центров. Для реализации проекта приходится, например, прокладывать излучающий кабель в лифтовых шахтах, в других помещениях. Это требует тесной работы вместе с собственником. Поэтому конкретные сроки и цифры тяжело назвать.
Мы приглашаем всех заинтересованных собственников зданий, торговых центров, спортивных сооружений обращаться к нам в МТС, если есть потребность в улучшении связи. Мы с удовольствием для них реализуем соответствующий проект, а от них будем ожидать помощи в реализации наших проектов в местах массовых скоплений абонентов.
Что касается фемтосот, то сейчас наш проект ориентирован на корпоративный рынок. Работаем с теми, кому нужно улучшить качество связи в конкретных помещениях. По обращениям работаем, устанавливаем фемтосоты. Рассылаем предложения, письма, тем корпоративным клиентам, которых, на наш взгляд, это может заинтересовать.
Говорить о планах сложно, поскольку здесь в основном зависит не от МТС, а от потребностей в услуге, от позиции собственников помещений.
(АБ. Я бы рискнул оспорить это заявление. Пока что стимулирование спроса сведено к тому, что "связь будет лучше". А где настоящее стимулирование в виде разделения дохода за трафик в помещениях ТЦ, например, или, скажем существенные скидки за голосовой и интернет-трафик через фемтосоты? Предложите рынку такие условия и процесс пойдет совсем другими темпами).
-- конец части 5. Часть 6 будет про метро --