Частотные конкурсы в России. Каким будет конкурс 2011 года?

Dec 06, 2010 09:40

История сотового телекома не столь уж и долгая. Но и за прошедшие годы происходило немало интересного. Один из острых моментов - это распределения частот. В России их делят по-разному. Но базовым методом в последние годы все же считаются конкурсы.

Распределение частот GSM на конкурсах в России началось далеко не сразу, а лишь в 2007 году. Тогда ответственной за этот процесс была «Россвязь». Эта организация описала условия и провела конкурсы в которых распределялись частоты GSM/3G в различных регионах. На первых трех конкурсах были распределены частоты 3G, которые получила «большая тройка». Конкурсы с четвертого по седьмой касались частот GSM. Как известно, в них практически во всех регионах выиграла «Сумма Телеком», небольшая часть лицензий досталась «Билайну». Позднее, по судебным искам, билайновские победы были опротестованы и отменены.

Львиная доля тех лицензий, которые будут разыгрываться в конкурсах 2011 года - это как раз аннулированные лицензии конкурсов с 4 по 7.

Важно понимать, в каких условиях проводились конкурсы. В канун конкурсов произошло администативное изменение - в 2007 году была разрушена так называемая «трехзвенная система» регулирования, которая внедрялась с 2004 года на основании указа президента РФ. Было принято решение о создании единого регулятора, который бы занимался вопросами лицензирования разрешительной деятельности в области связи, начиная с распределения частот и заканчивая лицензированием связи и контента.

Механизм был таким - ГКРЧ в апреле 2007 года приняла решение о выделении спектра для использования операторами на той или иной территории. В этот момент старая структура действовала еще в полном объеме. Соответственно, после принятия решения ГКРЧ, у «Россвязи» было 45 дней на то, чтобы принять решение о проведении конкурса, известить операторов, опубликовав его условия и состав конкурсной комиссии. «Россвязь» с этой задачей справилась - условия были опубликованы по всем конкурсам с 4 по 15 (июнь 2007).

Условия были спорными, что неудивительно, поскольку такая деятельность была для регулятора новой, у регулятора не было соответствующего опыта. В «Россвязь» решили дать преимущества в конкурсе тем компаниям, которые имели бы телеком-лицензию и вели бы бизнес в данном регионе. Причем заявителем могла выступить любая компания, независимо от того, работала ли она в мобильном сегменте или в фиксированном. И для некоторых участников это стало своеобразным «пропуском» на конкурс, говорят, что такие получали лицензию на фиксированную связь буквально за пару недель до частотного конкурса.

Параллельно с проведением конкурсов с 4 по 7 в мае-июне 2007 года шла административная реформа, реорганизация регулятора, которая вылилась в образование «Росохранкультуры» с передачей ей всех полномочий по организации и проведению конкурсов. И эта организация оказалась с первых дней работы в нелегкой ситуации - конкурсы запущены и идут, нужно что-то с этим делать. В таких условиях было принято, в общем-то, логичное решение, что конкурсы с 4 по 7-й пройдут на уже опубликованных условиях, ведь механизм уже запущен.

Но не тут-то было, по обращению «Вымпелкома» в процесс вмешалось ФАС (см. решение по делу #1 17/239-07). В агентстве посчитали, что неправомерно, когда существующие бизнесы имеют преимущество в получении лицензий. Под давлением антимонопольщиков в «Росохранкультуре» было принято решение отказаться от прежних условий конкурса, подготовленных «Россвязью» и написать свои условия проведения конкурсов - которые затронут еще не проведенные конкурсы с 8 по 15.

Безусловно, все изменения в регулировании сопровождались бесконечными судебными спорами между участниками процесса. Активнее всех возражала «Сумма телеком», недовольная отменой условий, которые позволили этой компании выиграть в конкурсах с 4 по 7-й. Компания требовала, чтобы и дальнейшие конкурсы проводились бы по первоначальным правилам. Но было уже поздно, а в итоге суды подтвердили, что при проведении конкурсов были соблюдены все необходимые процессуальные решения.

Новые условия стали шагом вперед. В частности, устроители отказались от ряда сомнительных с точки зрения антимонопольного законодательства формулировок. Это сразу же сказалось на результатах конкурса - в них участвовали и победили другие компании, телекомовские, среди которых практически не было «сомнительных». Сказалась ориентация новых условий на реальных участников рынка, в частности требование, что участник должен иметь опыт оказания услуг сотовой связи GSM где-либо на территории страны. Tele2, например, получила 17 лицензий, которые были успешно реализованы, т.е. в соответствующих регионах началась коммерческая эксплуатация сетей GSM. Сегодня у компании уже 3.5 млн абонентов в этих регионах.

Полностью эту заметку можно прочесть на MForum.ru >>>>
Там же подборка документов:
  • Решение ФАС (№1 17.239-07) в отношении итогов частотных конкурсов GSM 2007 года (2007.13.08)
  • Результаты конкурсов по распределению частот 900 / 1800 МГц (с 8 по 15)
  • Конкурсная документация открытого конкурса #4-РЧ/2007 на право получения лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи
  • Конкурсная документация открытого конкурса #8-РЧ/2007 на право получения лицензии на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи
  • Условия осуществления деятельности в соответствии с лицензией #XXXXX (типовые) (2007)

частоты, конкурсы, регулирование

Previous post Next post
Up