Белая борьба на Северо-Западе России / Составление, научная редакция, предисловие и комментарии доктора исторических наук С.В.Волкова. - М.: ЗАО "Центрполиграф", 2003 - 687 с. ISBN 5-9524-0201-1
Блестящий и очень грустный набор публикаций воспоминаний участников гражданской войны на северо-западе России, офицеров так называемой Северо-Западной армии, погибшей почти в полном составе. Тексты, представляющие одни и те же события от лица разных участников этих событий, создают из этой мозаики, на мой взгляд, вполне целостную картину.
Основные причины, которые не позволили Северо-Западной армии взять С.Петербург и в дальнейшем привели к ее гибели (оговорюсь, это не результаты взвешенного анализа и не попытка назвать все факторы, а то ощущение, что осталось в голове после прочтения):
1. Позиция, занимаемая всеми заметными фигурами российской политики, кто был удален от мест событий - ориентация на воссоздание "Великой, единой и неделимой России", тогда как в создавшихся условиях следовало бы активно опереться на содействие мечтавших о независимости национальных окраин. В частности, отказ от признания независимости Финляндии не позволил воспользоваться помощью армии Маннергейма. Непризнание Совещанием в Париже независимости Эстонии послужило прекращением помощи Северному корпусу со стороны этой страны. Среди виновных - Колчак, Сазонов, многие и многие другие деятели Совещания в Париже. Сюда же, вероятно, следует отнести нежелание признать произошедшего де-факто перехода земель к крестьянству.
2. Позиция немцев. Одной рукой вооружили, обмундировали и помогли сформировать подразделения св.князя Ливена, другой - снабжали большевиков деньгами и вооружением. Недооценивая угрозу большевизма, считали, что его распространение окажет более гибельное воздействие на Францию и Англию, нежели на Германию. Не хотели восстановления сильной Россиийской империи, считая, что при необходимости, легко смогут справиться с Красной Россией и получат доступ к ресурсам восточных территорий. Им была выгодна перманентная гражданская война в России, которая бы максимально ослабила любую из победивших сторон.
3. Позиция англичан. Заставив немцев уйти из Эстонии и Латвии, прервали немецкое снабжение довольствием и всем необходимым для ведения войны формирования св.князя Ливена. Не допустили участия немецких добровольцев в Белом движении на Северо-Западе. Сами, в основном лишь обещали обеспечивать поставки оружия, продовольствия, обмундирования и денежного довольствия, а также помощь флота. На деле поставки были задержаны до момента, когда это уже не могло положительно влиять на ход событий, вооружение поставлялось некачественное, некомплектное или испорченное, флот помощи не оказал, тогда как это могло иметь критическое значение для хода событий (например, во время перехода на сторону белых гарнизона Красной Горки, когда появление английского флота могло повлечь и переход на сторону Северного корпуса всего Кронштадта). После начала отступления от С.Петербурга, не оказали давления на власти Эстонии, что, в конечном итоге, привело к массовой гибели личного состава и беженцев на границе Эстонии и на ее территории. Очевидная цель была - недопущение усиления в регионе прогерманских настроений, нежелание видеть восстановление Российской империи.
4. Позиция Эстонии. Последовательно ухудшавшаяся позиция Эстонии по отношению к Северо-Западной Армии привела к отсутствию должной поддержки наступления на С.Петербург, хотя на первых порах было обещено участие эстонских воинских формирований в походе на С.Петербург. Но наиболее жестко проявилась позиция Эстонии по-отношению к отступавшей Северо-Западной Армии. Массовые грабежи солдат и офицеров любого ранга, а также гражданских беженцев на границе, заминка с пропуском отступавшей армии на территорию страны, разоружение, интернирование русских в концлагерях, недостаточное снабжение продовольствием, отказ от обеспечения медицинской помощью (что вызвало эпидемии сыпного и брюшного тифа), использование выживших на лесных работах на условиях, близких к рабству, - все это, в конечном итоге, привело к физическому уничтожению основной массы личного состава Северо-Западной Армии.
5. Предательство бывшего офицера Генерального штаба Императорской армии Ветренко, который во время решающего наступления на Петербург не выполнил приказ командующего на занятие железнодорожного узла Тосно, что позволило бы перерезать Николаевскую железную дорогу и отрезать С.Петербург, который уже практически некому было защищать, от подкреплений, поступающих из Москвы от Троцкого. Учитывая последующий переход Ветренко к большевикам, речь, вероятнее всего, идет именно о предательстве, а не о халатности. Так или иначе, это, вероятно, был основной тактический просчет этой войны.
6. Слабость командующего. Поскольку мое мнение формировалось на основе чтения дневников тех, кто стоял ниже на военной лестнице, допускаю, что они не были в курсе всех проблем, с которыми сталкивался Н.Н.Юденич. Но все же, картина складывается вполне целостная. И наиболее емко выразил ее непосредственный командующий Северо-Западным фронтом А.Родзянко: "Огромная ответственность за гибель армии лежит на самом генерале Юдениче, человеке безвольным и упрямом, которому были совершенно чужды стремления и желания борцов за правое дело. Этот дряхлый старик не имел права брать на себя столь ответственную роль; большими преступниками перед погибшими борцами являются те русские общественные деятели, которые выдвинули эту мумию на столь ответственный пост".
Были ли шансы? Взять на время С.Петербург - вполне возможно. Удержать его и победить большевизм в России усилиями одной Северо-Западной армии? Ни малейших шансов. Не было опоры в виде готового оказывать реальную помощь продовольствием и вооружением союзника (Канада и США оказывали "гуманитарную помощь", что весьма помогло армии в период ее формирования и наступления, но не военную), не было достаточно сильных политиков, которые могли бы привести доктрину Белого движения от нереальных лозунгов восстановления Единой и неделимой России и созыва Учредительного собрания к реалиям тех дней, т.е. с учетом интересов основного класса России - крестьянства, а также интересов национальных окраин, на которые можно было опираться при подавлении большевизма. Выступление Северо-Западной Армии было обречено с первого его дня. Но его участники, в своем большинстве, вероятно, просто не могли не принять участия в этой мужественной попытке.
Несколько любопытных фактов:
Деньги
"Родзянки" - такое название получили деньги, которые печатал Северный корпус по приказу
А.Родзянко летом 1919 года, когда прекратилось снабжение русских войск деньгами. За их выпуск отвечал генерал
Крузенштерн. [c. 246].
"Юденки" - бумажные кредитные знаки, которые заменили "родзянки" по приказу Н.Н.Юденича. Их привезли в Ревель 3 августа 1919 года. [c. 246]. Деньги Юденича [казначейские знаки], которыми выплачивалось жалование, почти не принимались наслением. [c.277].
Танки
Несколько танков устаревшей модели в августе 1919 года были присланы в Северо-Западную армию из Англии. Заведовал ими английский полковник Карсон. Несмотря на слабость двигателей танков и их общее состояние, они оказали реальную помощь в боях, например, впервые они были использованы для ликвидации прорыва большевистских войск в районе Гдова и реки Желчи. [c.278]. Для их поддержки был создан танковый ударный батальон полковника Хомутова в количестве 350 штыков (на август 1919 года). Английских танков было 4, еще два - французские. [с.281]. Еще один случай использование двух танков был 28-го сентября при наступлении 4-й дивизии при поддержке Отдельной бригады на Струги Белые. Уже на следующий день из-за плохого состояния дорог и порчи моторов танки были вынуждены вернуться в Гдов. [с.286]. 11 октября 1919 года танки прикрывали огнем особую группу Северо-Западной армии при взятии Ямбурга. [c.298]. После 20-го октября 1919 года танки были переброшены из Ямбурга под Царское село. "Большевики сражались с большим ожесточением, и если бы не присутствие танков, то, может быть, нам не удалось бы заставить их отойти. Я рассчитывал развить успех занятием в этот день Пулковских высот и упрашивал английского полковника Карсона, заведовавшего танками, дать для этой операции хотя б один танк, но он категорически отказал. В конце концов мне удалось под вечер уговорить полковника Карсона оставить в распоряжении генерала
Пермикина один танк, но не с английскими, а с русскими офицерами. [c.301-302]. 25-го октября была сделана еще одна попытка наступления на Царское село при поддержке танков, но занять Царское село на этот раз не получилось. [с.302].
Бронепоезда
Упоминается о четырех бронепоездах: Адмирал Колчак, Адмирал Эссен, Талабчанин, Псковитянин. [с.281].
Бронированный поезд "Талабчанин", захваченный у красных был назван по имени захватившего его полка. [с.334].
На подступах к Петербургу они встретились с серьезными техническими средствами большевиков, его броневые поезда не боялись огня легкой артиллерии наступающей Северо-Западной армии. [с.303].
Лексикон солдат и офицеров Гражданской войны в России в 1918-1920 годы (закрытая публикация)
>>Части, принимавшие участие в Гражданской войне на Северо-Западе в 1918-1920 годы (закрытая публикация)
>> Читал с 13 декабря по 26-е. Добавил в список
правильных книг.