В начале, хочу выразить острую зависть ко всем вам, мои друзья, у кого нет детей, поступающих в первый класс, а также к тем, кто всегда знал, в какую школу он отдаст своего ребёнка (или уже отдал), кто знает всех учителей с детства или живёт рядом с достойным учебным заведением... Вы очень счастливые люди!
Я лично была уверена, что ад - это как я устраивала в первый класс своего старшего сына в 2007 году. Вкратце: на подготовку мы ходили в одну школу (1020), она нам нравилась, мы были уверены, что туда Митя и пойдёт, и всё у нас уже понятно. В апреле нам дали понять, что нас не хотят брать сюда чисто из вредности (это оказалось, как показало время, к счастью, но в тот момент абсолютно выбило меня из колеи), тем более, что мы переехали, так что в майские праздники мой сын оказался абсолютно никуда не устроенный. В ближайшей к новому дому школе (1107) меня напрягли разруха, сабля в кабинете директора и слова "с русским этно-компонентом", во вторую от дома (693) я не пошла, так как с ней было итак ясно, что она худшая в микрорайоне, в третьей (1694) директор стал вымогать за поступление деньги, и я ушла. Пошли мы в четвертую (1103), вообще не рядом с домом (хотя, конечно, в Ясеневе), по совету хороших людей, попали к прекрасному педагогу, но ушли после 5-го, так как школа оказалась очень слабой. К слову, в нашем районе вообще нет сильных школ и тем более гимназий: две лучшие школы Ясенева 1106 и 1206 в рейтинге школ Москвы занимают 188 и 190 места из 400, а большинства там просто нет. Но весь этот процесс хотя бы выглядел естественно: я общалась с директором и завучем, если меня всё устраивало, то мы с Митей шли общаться с учителем (а в 1103 еще и с психологом), а уж потом предлагалось писать заявление в школу.
В общем, к моменту поступления в школу младшего сына я оказалась у такого же разбитого корыта, как и шесть лет назад. Нет, даже у худшего: за эти годы я узнала очень много плохого про окрестные школы (раньше вообще ничего не знала), слишком мало хорошего, но оставались какие-то шансы. На подготовку мы никуда не пошли: 1) прошлый опыт показал, что это ничего не дает для гарантии поступления 2) в "Аккордике" их учат всему тому же, а в вечернее время у ребёнка итак есть занятия. И тут грянула она: реформа образования вкупе с нелепым объединением школ. В результате, когда я полезла записывать Серёжку на госуслугах в первый класс, я осознала, что как-то мало стало школ. Теперь это не школы, а трёх-семиголовые монстры, объединившие ничем на связанные досель между собой школы, сады, а то и еще какие-нибудь детские учреждения. Все рейтинги и отзывы превращаются в прах, намерения поступить в конкретную школу рушатся: эти конгломераты сами не знают, как они будут жить в этом и будущем учебном году. С грехом пополам я подала заявления в школу по выбору и в школу по месту жительства. Одновременно мы сходили на день открытых дверей в то, что еще до недавнего времени было школой 1107 (за шесть лет выяснилось от знакомых, что она не так уже плоха, несмотря на саблю директора), где застали группу однозначно милых, но грустных и растерянных работников: их все-таки насильно объединили со школой 1694 и 693, причем во главе этой триады поставили директора Бокарева, хама и взяточника, с его командой. Мне было их очень жалко: я не знаю, как с таким настроением и без всякой веры в светлое будущее можно учить детей.
Перед Новым годом нам пришло приглашение в школу по прописке под названием "знакомство". Меня сразу напрягли две вещи: 15 минут, отведенные на эту процедуру, и требование принести все документы с копиями. Хорошо, что я хоть не пошла на это "мероприятие" перед днём рождения (а то бы вчера вместо показа весёлых фотографий из Литвы, выносила бы родственниками мозг историей со школой), а перезаписалась на субботу, на 10.30 (то ещё удовольствие, но всё же...). Плохо, что несмотря на некоторые подозрения взяла с собой ребёнка (надо было оставить дома). Завуч начальной школы сунула мне заявление: "Пишите, а я пока с мальчиком пообщаюсь". "А если я его напишу, мы сможем пойти и в другие школы пообщаться?", - спросила я. "Нет", - отрезала она. - "Тогда пишите отказ!" "А если я и то, и другое не буду делать?" - "Тогда я всё время будут присылать вам приглашения, и они будут вас нервировать!"- "А пообщаться с учителями?" - "Только после заявления я пообщаюсь с вашим ребёнком и решу, какому учителю его рекомендовать". В таком духе мы общались минут 15. С моей точки зрения, это напоминало одновременно шантаж, игру в напёрстки и издевательство. "Про наших учителей вы можете почитать на сайте" (н-да, из этих чудо-биографий можно узнать, что они владеют грамотной речью или не орут на детей?), "У нас был день открытых дверей в декабре, то, что вы про него не знали, это не наша проблема, мы не обязаны извещать об этом объявлениями на подъездах" (к слову, нормальные школы делают именно так), "Вся началка будет учиться в одном здании 693 школы, и откуда у вас информация, что в 693 школе учатся только дети люмпенов и гастарбайтеров?" (живу я тут, недалеко, блин), "Конечно, мы вас возьмем в любой момент, хоть 31 августа, но у нас уже три класса из четырех набраны, все хотят к определенным учителям, но если будет нужно, то наберем еще, откуда-нибудь пригласим учителей" (то есть они даже не знают толком, кто будет учить моего ребёнка, если я сейчас же не запишусь в их чёртову школу). Попытки объяснить, что пришла не макулатуру сдавать, а живого ребёнка отдавать в руки какой-то женщины, которая должна на полдня заменить ему мать на целых четыре года, и мне б хотелось самой и живьем увидеть этих женщин, разбивались о толпу бюрократических терминов через поджатые губы. В разгар нашей и без того малоприятной беседы в помещение заглянул дважды упомянутый директор-взяточник: "Решайте, решайте, такой милый у вас мальчик!" Я с трудом сдержалась, чтобы не напомнить ему об обстоятельствах нашей прошлой встречи. Напоследок сука-завуч на вопрос Серёжи, когда же с ним будет общаться тётя, сказала ласково6 "Ну это твоя мама решит, видишь, она пока не хочет, чтоб мы общались" Когда я вышла на улицу у меня тряслись руки, губы, ноги - всё! Шансов, что мы попадём в другую школу маловато: не думаю, что там будут смотреть на интеллект, к слову, сын у меня считает, решает задачки, бегло читает, пишет печатными и даже немного письменными и явно имеет способности к языкам, ибо слух хороший. Да и там может повториться такая же байда, тем более по прописке это будет не наша школа, так что ответа ждать до осени, а нас пока и с вопросами не приглашали. Больше всего мне хочется послать всё начально образование к чёртовой матери, но я знаю, что сын бредит школой, он хочет учиться и завести друзей... А ещё мне хочется написать письмо в Депобразования, чтобы они мне ответили на все, интересующие меня вопросы.