Русский токарь лучший в мире!

May 14, 2015 16:12

Оригинал взят у liniya_mass в Русский токарь лучший в мире!


На завершившемся 7 мая в Финляндии чемпионате рабочих профессий Taitaja! в компетенции "Токарные работы на станках с ЧПУ" российский студент Казанского национального исследовательского технического университета Антон Лоскутов лучше всех выполнил конкурсное задание и занял первое место, обойдя многочисленных участников, включая хозяев чемпионата.

Ежегодный чемпионат Taitaja! в Финляндии, проходящий по стандартам мирового чемпионата рабочих профессий Worldskills, в этом году собрал несколько сотен участников со всего мира и более 50 000 зрителей.

Токарные работы - одна из традиционных дисциплин в чемпионатах рабочих профессий, относящаяся к компетенциям повышенной сложности и требующая высокого личного профессионального опыта. Завоевав "золото" в ключевой дисциплине, член российской команды WorldSkills Антон Лоскутов заложил отличный фундамент для дальнейших побед нашей команды на зарубежных чемпионатах.

Можно поздравить нашего героя.

Но тут же задаться вопросом: а как у нас дела в средне-профессиональном образовании?

А дела эти не радуют. Практически полностью разрушена система трудового воспитания в школах. Больше нет УПК (учебно-производственный комбинат), а многие учреждения подготовки кадров средне-технического образования, в виду недостаточного бюджета, недоукомплектованы необходимым современным обучающим оборудованием и станками. Существует острая нехватка квалифицированных педагогических кадров, так как заработная плата оставляет желать лучшего. Деформирована структура подготовки кадров.

Безусловно эти проблемы не повсеместные, в ряде регионов, например, в Свердловской, Нижегородской, Ростовской областях, в Москве и Московской области, за последние годы произошло существенное улучшение материально-технической базы техникумов и профучилищ, социального обеспечения преподавателей и обучающихся, организации производственной практики учащихся и студентов. Но это скорее исключение чем общая практика.

За последние 30 лет количество учреждений НПО (начально-профессиональное образование) в России уменьшилось на треть, количество обучающихся - вдвое.

И при всем этом потребность в рабочих специальностях с каждым годом увеличивается.

По прогнозам Минобрнауки России, к 2016 году выпускники колледжей и лицеев должны стать наиболее востребованными экономикой России кадрами. В качестве примера можно привести прогноз потребностей в специалистах с начальным профессиональным образованием для сферы транспорта к 2015 году, который составит 107 тысяч рабочих мест при выпуске сегодня чуть более 53 тысяч человек.

В тоже время, по данным Госкомстата России, в середине 2000-х гг. число занятых в промышленности
составляло более 10 млн человек. Дефицит квалифицированных рабочих составил более
2 млн человек. С 2003 по 2008 г. количество вакансий рабочих профессий увеличилось более
чем в 3 раза. Средний возраст квалифицированного рабочего составлял 55 лет.


Сейчас как никогда нужно обратиться к Советскому опыту организации профессионального образования. Когда начиная с 5-6 классов учеников приучали к серьезной трудовой практике. А в 8-9 классах трудовая подготовка школьников организовывалась в виде профессионального обучения и изучения курса "Основы производства. Выбор профессии". Профильное обучение представляло собой изучение школьниками того или иного вида труда. Например, школьники изучали металлообработку, деревообработку, обработку тканей и т.д. Изучение вида (профиля) труда в 8-9 классах предшествовало тому, что в 10-11 классах ученики, выбрав из этого вида труда конкретную профессию (специальность), будут овладевать ею. Другими словами, профильное обучение в 8-9 классах было как бы общеподготовительным этапом профессионального обучения, которое в полной мере продолжается в 10-11 класса.

Необходимо повсеместно возраждать УПК, снова включать в систему подготовки профессиональных кадров крупные промышленные предприятия.

И вот тогда наши первые места будут не только в токарном деле, а и в слесарном, монтажном и других направлениях современного технического труда.

Средне-профессиональное образование, Лучший токарь, ЧПУ

Previous post Next post
Up