На дворе минус 15, жутко холодно, сижу болею дома и пью горячий чай с медом и лимоном. В такую пору хочется чего-то теплого и солнечного. Ну что же, вот пришло время и заключительной, девятой части из серии отчётов с поездки в Абхазию в сентябре 2011 года. Тем более, что уже не за горами 2013 год. Спешу напомнить, что в конце этого года, как и во всех прошлых, планируется итоговый отчет за 2012 год. Ну а пока он только готовится, приглашаю всех под кат посмотреть на солнечную Абхазию.
Напомню, что жили мы в городе Сухуме, а в Гагру приехали на один день на отдых и прогулку. В целом, впечатление от города положительное. Несмотря на то, что город был сильно разрушен во время войны 92-93 годов и на тот факт, что и до сих пор тут и там чувствуется дух заброшенности, все-таки курорт восстанавливается, и это заметно. В основном ремонтируются санатории и гостиницы, школы, улучшается инфраструктура. Не спорю, что ещё много предстоит, но все же впереди. К слову сказать, чтобы не судили строго по моему отчету, что в Абхазии все заброшенно и разрушенно - в силу специфики моего журнала восстановленные и новые здания снимались мало, поэтому может сложиться несколько одностороннее впечатление. Более того, мы специально проложили необычный маршрут, чтобы почувствовать себя этакими Индианами Джонсами) И просто погулять на природе между руин порой очень необычно. Сейчас я приведу краткую историческую справку по курорту.
"В I веке до нашей эры греческими купцами была основана торговая фактория Триглиф. Во второй половине I в. до н. э. попадает в зависимость от Римской империи. Со II века нашей эры известна как крепость Нитика. Позже, в IV-V веках, здесь была построена абхазская крепость Абаата, остатки которой сохранились до наших дней.
В XIV веке сюда приходят генуэзцы, и основывают торговую факторию. На карте 1308 года, составленной Пьетро Висконти, она называется «Хакара».
В XVI [источник не указан 1272 дня] веке генуэзцев вытесняют турки.
Несмотря на официальное присоединение Абхазии к России в 1810 году, Гагра оставалась вне сферы влияния России. И только в 1830 из Сухум-Кале был отправлен гарнизон под начальством генерал-майора Гессе, захвативший крепость «Абаата», и приступивший к постройке укрепления. Вот как писал о своем пребывании в крепости писатель-декабрист Александр Бестужев-Марлинский издателям журнала «Московский телеграф», братьям Полевым в июне 1836 года:
«… Я переведен в ужасный климат Абхазии. Есть на берегу Чёрного моря, в Абхазии, впадина между огромных гор. Туда не залетает ветер; жар там от раскаленных скал нестерпим, и, к довершению удовольствий, ручей пересыхает и обращается в зловонную лужу...Я убежден, что Его императорское величество, назначая меня при производстве в 5-й Черноморский батальон в крепость Гагры, не предполагал, сколь смертоносен этот берег Чёрного моря, погребенный между раскаленных солнцем скал, лишенный круглый год свежей пищи и воды, даже воздуха… Для меня, полуживого, Гагры будут неизбежным гробом». В то время никто и представить не мог, что эти земли станут курортными. В начале Крымской войны укрепление было упразднено.
Основал Гагры как курорт принц А. П. Ольденбургский (родственник Николая II), задачей которого было превратить город в полноценный курорт, «русский Монте-Карло». Принцем был основан телеграф, субтропический техникум, проведено электрическое освещение, водопровод, построена климатическая станция, открытие которой состоялось 9 января 1903 г. в ресторане «Гагрипш». Этот день считается датой основания курорта. На берегу моря был заложен парк, где были посажены агавы, пальмы, лимонные и апельсиновые деревья, кипарисы. В сегодняшней Гагре есть знаменитый парк, и ресторанное заведение «Гагрипш», и Замок принца Ольденбургского и колоннада, с расположенным недалеко «Зимним театром».
В 1911 в Гагру прибыли первые туристы из Германии.
В 1912 году, 17 мая, Гагры посетил император Николай II.
Во время грузино-абхазского конфликта 1992-1993 гг. город попал в зону боевых действий и сильно пострадал.
В наше время город значительно отстроился и берёт курс на развитие туристического бизнеса. Восстановлено большинство домов отдыха и санаториев. Функционирует и возводится значительное количество частных отелей, действует множество развлекательных учреждений, небольшой аквапарк. Местные жители с большой охотой размещают «диких» туристов в своих домах. Лучшее время для посещения курорта - июль, август и сентябрь."
А теперь пойдут непосредственно фотографии. Попутно с фотографиями я расскажу о нашем маршруте по городу. К слову сказать, некоторые снимки были в прошлых отчётах, но тут повествование будет вестись в более общем плане, не останавливаясь подробно на каждой. Кому интересно, дам ссылки;)
Поехали.
1. Прибываем в город на маршрутке из Сухума, выгружаемся и сразу делаем кадр на фонтан на площади Леона. Позади фонтана - железнодорожный мост, Жоэкварское ущелье и хребет Жовеху. Справа от тоннеля немного видна белая "ротонда" с небольшой маковкой, о ней - чуть позже.
2. Направляемся к железнодорожному мосту и проходим под ним. Достаточно массивное сооружение, к слову сказать. На потолке - остатки советской лепнины.
3. Отправляемся в самые дебри. Заросло все настолько сильно, что лестница наверх в гору еле видна.
4. Доходим до той самой "ротонды", которая оказывается туннельной вентиляционной станцией. Фотки оттуда вышли не очень, так что ограничимся одним кадром. Внутри стоят нагнетатели воздуха, обслуживавшие тоннель. В войну это был пост, в котором дежурили бойцы. Здание испещрено пулевыми выбоинами. На карточке - одна из комнат.
5. Мостик через нижнюю часть ущелья.
6. Направляемся непосредственно к железнодорожному полотну между порталами тоннелей. Появляется небольшой домик охраны (как мне кажется).
7. Выходим на ж/д полотно. Поезда ходят редко, а виды красивые. Вдалеке виден восточный портал тоннеля.
8. Вид на Жоэкварское ущелье.
9. Постепенно доходим до восточного портала. Смотрится как путь в неизвестность. Можно немного поэкспериментировать и отправиться глубже, но мы не стали - не было хороших фонарей + уворачиваться в щелях от поездов не очень хотелось.
10. А так выглядит сам восточный портал тоннеля.
11. Все же пройдем чуть вглубь тоннеля и сделаем кадр.
12. Отправляемся обратно в нижнюю часть города. Местная природа.
13. Следующая цель - крепость "Абаата" и Храм св. Ипатия Гагрского на ее территории. Также посещаем небольшой музей, рассказывающий об истории Гагры и крепости.
14. А это детская площадка неподалеку, примечательная своими яркими мозаичными фигурами.
15. Еще один кадр с территории крепости. Правее виден бывший Дворец Принца Ольденбургского, чуть ранее - заброшенный, но сейчас реставрируемый. Аллея с кипарисами ведет к храму.
16. Продолжение детской площадки. Привет, детство;)
17. Далее поднимаемся в горы и перемещаемся между пансионатами "Чайка" и "Скала". Дороги петляют, из-за гор приходится наяривать нехилые расстояния, но это не так страшно, уже не очень жарко.
18. А вот и заброшенные здания пансионата "Скала". Подробнее можно почитать
тут.
19. По пути встречаем такую милую картину)
20. С заброшенного здания фуникулера на горе делаем снимок на юго-восток и море.
21. Один из заброшенных корпусов, дореволюционная постройка интерната реального училища.
22. Спускаемся вниз с горы и отправляемся покушать в старый ресторан "Гагрипш", который на радость не заброшен, а действует, при том хорошо отреставрирован. Арка при входе.
23. Внутри - красота, да и только. Еда вкусная и недорогая. Интерьер суперский. У нас бы в Москве за такую старину и расположение содрали бы безумную сумму.
Ресторан «Гагрипш», привезён из Парижа и собран без единого гвоздя в 1903 году.
24. Выходим на балкончик. Открываются очень красивые виды. Яркие краски. Над нами - старинные часы.
25. Главный зал ресторана. Радует, что смогли сохранить это здание.
26. Спускаемся от ресторана к морю. Оборачиваемся и делаем фотографию назад.
27. Выходим к морю.
28. По пути в парке фотографируем скульптуру "Медея".
29. Колоннада - визитная карточка города. В принципе, обычная постройка сталинской эпохи, но симпатичная.
30. Доходим до следующего ж/д моста. Под ним в лучах солнечного света красиво смотрятся листья местной флоры.
31. Заброшенный пансионат "Гагрипш". О нём подробнее
тут.
32. Применяем уличную магию, и вот, мы уже внутри.
32. Виды с верхнего этажа в северо-западную сторону.
33. Закончу отчёт этим кадром. Нравится он мне) Море, зелень, позитив!
На этом отчёте, как и было сказано ранее, заканчивается цикл репортажей из Абхазии. Прошлые части можно посмотреть по следующим ссылкам:
1).
Абхазия. Часть 1. Сухумская гора, покорение радиовышки2).
Абхазия. Часть 2. Заброшенная обувная фабрика3).
Абхазия. Часть 3. Заброшенный ж/д вокзал "Сухум" + забытые поезда4).
Абхазия. Часть 4. Заброшенный пансионат "Гагрипш"5).
Абхазия. Часть 5. Гагра, заброшенный пансионат "Скала"6).
Абхазия. Часть 6. Сухум. Путешествие в сердце Абхазии.7).
Абхазия. Часть 7. Пицунда, путешествие в античный город8).
Абхазия. Часть 8. Окрестности Сухума. Заброшенный санаторий, замок Баграта, Беслетский мост. Использованные источники:
1).
www.wikipedia.org2).
www.wikimapia.org