В том году в августе мне посчастливилось съездить в этот интересный город на неделю. На протяжении путешествия мы гуляли по городу, изучали местную архитектуру, ходили по музеям и просто наслаждались теплыми августовскими деньками 2011 года. Уже давно хотел выложить отчет с фотографиями с этого города, но все руки не доходили, как и до большинства блогов с городов/музеев и т.д., а ведь это тоже интересно;) Мы конечно сгоняли и в его окрестности, посмотрели некоторые интересные заброшенные места, но этот отчет целиком и полностью посвящен самому городу Воронеж.
В ходе нашей поездки мы успели побывать на центральных улицах города, сходить в Краеведческий музей, музей-"Арсенал", наведаться в музей-"Диораму", совершить вечернюю прогулку по набережной вдоль старой части города, полюбоваться воронежскими церквями, посмотреть на мини-сталинские высотки со звездами и много всего другого интересного) Из интересного стоит заметить, что в целом город очень симпатичный, но в связи с тем, что мы попали во время его капитального ремонта, было очень весело) Это связано с тем, что большинство улиц как раз ремонтировалось, движение было парализовано, тротуары фактически отсутствовали, впрочем, как и набережные=) Но это нам не помешало изучить город и провести там время.
А теперь небольшая историческая справка:
"Строительство города Воронеж началось в 1585 году и было продолжено в следующем, 1586 году. Под защитой города, поблизости от него, в конце XVI - начале XVII века возникли первые села и деревни: Айдарово, Березово, Боровое, Животинное, Рамонь, Репное, Чертовицкое, Ямное и другие. В 1615 году в новом Воронежском уезде существовало уже 59 поселений. Интересной страницей в истории Воронежского края было строительство здесь по решению Петра I русского военного флота в конце XVII - начале XVIII века. Флот строился для действий на Азовском и Черном морях, для борьбы с Турцией за берега этих морей. У корабельных верфей возникли новые города - Тавров и Павловск. Всего было построено около 200 многопушечных кораблей и галер. С помощью флота, построенного под Воронежем, летом 1696 года Россия овладела городом Азовом - мощной турецкой крепостью при впадении Дона в Азовское море. В 1711 году Воронеж становится губернским городом, административным центром Азовской губернии. В 1725 году губерния получает название Воронежской. Территория ее была весьма обширной. Воронежская губерния в середине XVIII века простиралась на северо-восток до Волги, до Нижнего Новгорода, на юг - до Азовского моря. Резкое сокращение размеров губернии произошло в 1779 году, в ходе административных реформ Екатерины II. С 1824 года и в начале XX века Воронежская губерния включала в себя 12 уездов: Бирюченский, Бобровский, Богучарский, Валуйский, Воронежский, Задонский, Землянский, Коротоякский, Нижнедевицкий, Новохоперский, Острогожский и Павловский.
В конце XVIII - начале XIX века возникают первые народные училища и гимназии. Открывается губернская типография(1798 год). В 1800 году в ней издается первый научный труд по истории края - книга Е. А. Болхотвитинова «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии». С 1802 года в Воронеже работает профессиональный театр. В 1804 году на девяти главных улицах введено свечное освещение (417 свечных фонарей). С 1838 года начинается регулярное издание газет.В Воронеже жили народные русские поэты А. В. Кольцов (1809 - 1842 гг.) и И. С. Никитин (1824 - 1861 гг.).
15 декабря 1863 года проведена однодневная перепись жителей - 38672 человека. По числу населения Воронеж занимал 12-е место в России.В 1864 году открылась первая публичная библиотека.В 60 - 70-х годах XIX века через территорию губернии были проложены железные дороги. Возникают крупные промышленные предприятия, главным образом в Воронеже (Воронежские железнодорожные мастерские - в 1868 году, завод Столля - в 1869 году, и другие).
По переписи 1897 года население Воронежа составляло 84100 человек. Городская территория располагалась на правом берегу реки Воронежа, к ней примыкали пять слобод: три на правобережье (Чижовка, Ямская, Троицкая) и две на левобережье (Придача и Монастырщинка).С 1928 по 1934 год Воронеж являлся административным центром большой по размерам Центрально-Черноземной области. В это время возник ряд крупных промышленных предприятий, город «перешагнул» на левый берег реки Воронежа, началось освоение левобережья. В декабре 1926 года проведена перепись населения: в Воронеже проживало 120 тысяч человек.С 13 июня 1934 года Воронеж - административный центр Воронежской области (по постановлению Президиума Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Центрально-Черноземная область была разделена на две области: Воронежскую и Курскую). В предвоенные годы шло быстрое расширение городской территории и благоустройство Воронежа. Его население по переписи 1939 года составляло 362,8 тысячи человек (19-е место в СССР).
Во время Великой Отечественной войны Воронеж стал местом жестоких кровопролитных боев Красной Армии с немецко-фашистскими захватчиками, продолжавшихся 212 дней: с 28 июня 1942 года по 25 января 1943 года. Линия фронта проходила непосредственно через город, гитлеровцы так и не смогли захватить Воронеж целиком. Город был почти полностью разрушен.Восстановление Воронежа началось в 1943 году сразу же после его освобождения (25 января 1943 года) от немецко-фашистских захватчиков и завершилось к концу 50-х годов. Население города в 1959 году составило 448,2 тысячи человек.В 60-е и 70-е годы продолжалось развитие города, сопровождавшееся расширением жилого фонда, появлением новых благоустроенных микрорайонов. В 1972 году было создано Воронежское водохранилище.
В 1975 году,в дни празднования 30-летия Победы над немецко-фашистскими захватчиками, город Воронеж по Указу Президиума Верховного Совета СССР был награжден орденом Отечественной войны I степени за мужество и героизм в годы Великой Отечественной войны и успехи в развитии народного хозяйства. "
Теперь будет много фотографий с прогулок по городу)
1.Приезжаем на железнодорожный вокзал Воронежа, раннее утро, осматриваемся. Погода потрясающая, решаем сразу прогуляться до пункта назначения пешим ходом, заодно поизучать город) Цветы на клумбе недалеко от вокзала
2. А вот и сам ж/д вокзал, достаточно симпатичный, портят впечатление только растянутые баннеры и разрытая площадь. На крыше стоят типичные статуи времен СССР. На висящем недалеко плакате читаем, что вокзал вскоре будет превращен в огромный стеклянный комплекс нового поколения. А мне и так нравится.
3. Пройдя несколько красивых домов в стиле сталинского ампира, приходим к детскому парку "Орленок". Тут мы отдыхаем, я немного фотографирую
4. Продолжим наш путь. Перед нами Петровский сквер, здесь расположен памятник Петру I, а также небольшая экспозиция пушек.
5. А это новый памятник попугаю с сундуком, увиденный нами на Проспекте Революции, центральной улице города.
6. На очереди любопытная стелла-памятник ... Чупа-Чупсу) А на самом деле - "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!", надпись закрашена белой краской
7. А это фасад одного из домов, типичных для того времени, на улице 25 лет Октября (вроде бы)=)
8. Отправляемся в путь в сторону старой части города, спускаемся вниз в районе улицы Володарского. Вокруг много старых домов, дорога - просто жесть. Как машины здесь едут вниз, уму непостижимо, крутые завороты, отсутствие асфальта. Старая часть города является сама по себе большой достопримечательностью, занимает ближнюю к реке половину центра. Из-за крутости рельефа, 100-метрового перепада высот, резких спусков, на этих склонах расположены только 1-2-хэтажные постройки, многие сохранились с 18-19 веков.
9. Спускаемся с холма вниз на набережную. По улице Софьи Перовской доходим до интересного памятника архитектуры - Успенского Адмиралтейского Храма Церкви Успения Пресвятой Богородицы, построенного в 1808 году.
10. Стоит заметить, что в районе этой набережной и острова напротив при Петре I было создано первое российское адмиралтейство, а в непосредственной близости находилась воронежская верфь на которой строились первые военные корабли для второго азовского похода императора. Верфь здесь находилась недолго и с обмелением реки была сначала переведена в Тавров, а затем и вовсе закрыта. Некоторое время на острове располагалась шерстомойня, но про памятник петровской эпохи вскоре вспомнили и по высочайшему указу она была куплена из частных рук и подарена городу, с условием ответственности за целость драгоценного здания. В начале XX века на острове располагался петровский яхт-клуб.После октябрьской революции здание цейхгауза оставалось целым, и было разрушено в 1943 году во время Великой Отечественной войны. Во второй половине XX века остров долгое время пустовал. В 1980-е годы здесь планировалось построить музей Петра I, однако эта идея реализована не была. 12 июня 2002 года в День России и совместные празднования по случаю 330-летия первого российского императора ветеранами флота на острове был установлен дубовый православный поклонный крест, освященный служителями Адмиралтейской церкви.
11. Адмиралтейская площадь и набережная находятся на стадии реставрации, пустовато. Посередине стоит стела. Мы же пойдем наверх, в сторону к Воронежскому Драмтеатру. Поднимаемся по улице Бехтерева. Вокруг еще больше старинных домов, многие сильно заросли плющем, некоторые - в плохом состоянии.
12. Мимо драмтеатра проследуем к красивому сталинскому дому со шпилем со звездой, стоящего на углу Театральной улицы и улицы 25 лет Октября.
13. Между современными стеклянными домами и зданиями 50-ых годов спряталось странное полузаброшенное здание, напоминающее какую-то подстанцию или еще что-то. Внутрь не заходили.
14. А вот и кот с обложки, которого мы встретили во дворе за краеведческим музеем Воронежа.
15. Теперь перед нами Дом офицеров Воронежского гарнизона, расположенный на центральной улице города - проспекте Революции.
16. И фонтан в парке сзади него, достаточно любопытный по своей идее.
17. Анютины глазки в детском парке "Орленок".
18. В другой день мы прогулялись в сторону старинного Каменного моста. Во время строительства Азовского флота при Петре I здесь шел поток грузов на верфи и поэтому образовался целый овраг, через который впоследствии построили мост. Сейчас служит своеобразным свадебным талисманом. Кроме того, Каменный мост является одним из немногих памятников старины, уцелевшим после ВОВ. Неподалеку от него расположена церковь Воскресения Христова.
19. Памятник Алексею Васильевичу Кольцову недалеко от площади Ленина.
20. Воронежский государственный театр оперы и балета.
21. С другой стороны от театра встречаем памятник великому поэту Пушкину и делаем такой вот кадр на стоящий грузовик ЗИЛ=)
22. Позади Воронежского краеведческого музея встречаем множество разных котов и кошек, одну мы застали врасплох на окошке)
23. Арка в здании управления Юго-Восточной Железной Дороги. Представляет собой самую высокую башню города с часами и служит неплохим ориентиром в центральной его части. Находится на пересечении пр-та Революции и улицы Степана Разина (выходящей к Чернавскому мосту). Построено силами немецких военнопленных и впечатляет своей величиной. В проеме арки виднеется Воронежский художественный музей.
24. В центре города, на проспекте Революции, встречаем дом, построенный в 1914 году, где тогда был организован кинотеатр. "Здание кинематографа".
Кинотеатр есть и сейчас, плюс разные клубы.
25. Симпатичное здание кукольного театра, украшенное красивыми башенками, скульптурами и часами. Перед зданием на площади находится памятник "Белому Биму".Увы, в этот день тут проводилась какая-то фотосессия, ближе тогда не пускали.
26. Фасад Дома офицеров Воронежского гарнизона украшен лепниной и звездой.
27. Величественное здание Благовещенского собора.
28. После собора мы решили прогуляться снова по старой части города и спуститься к набережным Массалитова и Горького и прогуляться до Северного моста. Мы явно не оценили наши силы, плюс оказалось, что набережные в данном контексте - это недавно залитые пыльные асфальтовые улицы, кучи песка, грязи, строительной техники и рабочих. Не самое лучшее впечатление. Плюс оказалось, что идти до моста долго, быстро смеркалось, и погода портилась. Но мы все равно дошли, потом поднялись, полюбовались видом на реку Воронеж, а потом отправились обратно на автобусе.
29. В один из других дней мы отправились в северо-восточную часть города. Посмотрим, что на следующем кадре.Для напоминания о разрушениях города во время Великой Отечественной войны было оставлено как памятник здание Областной больницы «Ротонда», взорванное немецкой бомбой. Производит гнетущее впечатление.
30. После Ротонды мы решили прогуляться в центральный парк культуры и отдыха им.Максима Горького. Оказалось, что он расположен на отшибе и крайне неблагоустроен. Внутри расположено много пустых площадок, заброшенный зеленый театр и множество забытых построек. Из интересного - мемориальный комплекс, а также советский памятник на месте съезда представителей революционной организации "Земля и воля", который и показан на фотографии.
31. Аллея, ведущая к бывшему зеленому театру, на переднем плане фонтан, вдоль аллеи когда-то красивые, а теперь рассыпающиеся столбы с лепниной. Все заброшено, обидно.
32. На следующий день мы во второй половине дня решили прогулсять в сторону улицы Депутатской и Воронежского механического завода. По пути встретили много застройки середины 20-го века, как и водится, уютной и утопающей в зелени. На фотографии представлены два симметричных полукруглых дома на улице Депутатской, украшенные разными барельефами. Мне они очень понравились.
33. Вскоре мы вышли на улицу Ворошилова, где стоит памятный знак в виде самолета Миг-21. Была хорошая погода, и самолет на стеле смотрился очень колоритно.
34. Перед главным зданием Воронежского механического завода стоит, как и положено, Ильич. Делаем снимок на память.
35. А это район, где мы жили. Не самый центр конечно, но все равно нормально)
36. Отправляемся на утро другого дня на другую сторону Воронежа, через реку. И едем к музею-Диораме. Сперва прогуляемся по аллее с военной техникой, расположенной перед зданием музея. Здесь много разных интересных экспонатов.
37. Увы, музей-Диорама закрыт в связи с его ремонтом перед юбилеем города. В связи с этим нас пускают только в пару залов истории Воронежа и запрещают фотографировать. Но пару кадров сделать все же удается.
38. Интересный макет - реконструкция боя на подступах к Воронежу, там же.
39. Сделаем еще один кадр на аллее с военной техникой.
40. Потом отправились погулять в парк "Алые паруса". Сюда советовали сходить, подышать свежим воздухом от деревьев. Да, тут на самом деле неплохой воздух и красиво, однако везде была куча строителей + клали дороги, что опять же несколько помешало отдыху. Скоро мы вышли на берег реки Воронеж и полюбовались видами на противоположную сторону и центральную часть города.
41. Музей-"Арсенал", филиал Воронежского областного краеведческого музея. Посвящен истории города во время ВОВ. Очень интересный, много экспонатов, как-нибудь возможно сделаю отдельный отчет отсюда и из самого Воронежского краеведческого. Данный музей расположился в здании-памятнике архитектуры XVIII века (ул. Степана Разина, 43). На 1 этаже красивые старинные своды, на кадре представлены оригинальные плакаты со времен войны.
42. Потом поднимаемся на 2 этаж. Здесь множество образцов оружия, разных экспонатов, в том числе трофейных, дневников, одежды, флагов. На фотографии - скульптура "Капитолийская волчица", взятая в трофей у отступающих частей итальянской армии.
43. Общий вид второго этажа музея.
44. Далее отправляемся прогуляться в районе улицы Комиссаржевской. Находим дореволюционное интересное полузаброшенное здание, где во времена СССР располагалось какое-то фармацевтическое учреждение. Обходим в поисках залаза, не находим, иду через центральную открытую дверь. Оказывается, что внутри недавно началася ремонт. Красивые интерьеры, немного фотографирую, но темно, без штатива сложно. Тем более идут строители. Поэтому быстро ретируюсь.
45. Неподалеку от Ледового дворца стоит храм пророка Самуила. А рядом с ней - входной пилон ограды Вознесенского (Чугуновского) кладбища.
46. Отправляемся в Воронежский областной краеведческий музей. Очень большой и интересный музей, несколько этажей, включающих разные эпохи и времена, увлекающая экспозиция. Нуждается в отдельном отчете. Тут покажу несколько кадров. На этом - диорама времен Петра I. постройка корабля на верфи.
47. Карательные инструменты - ошейник с шипами и печатки с клеймом "ВОР".
48. Пример комнаты XIX века.
49. Старинные сабли, кинжалы и ружья, хорошо сохранившиеся.
50. А это уж совсем интересная и большая вещь - легендарная тачанка и пулемет "Максим"
51. В музее очень интересно, но отправимся прогуляться на свежий воздух. Во дворе на улице неподалеку встречаем милую вентиляционную шахту. Она "смудается"=)
52. Закончим красивым памятным знаком в честь создателей послевоенной реактивной авиационной техники на площади на пересечении ул.Ворошилова и ул.Космонавтов.
По итогам поездки, хочется отметить, что Воронеж - город хоть и типичный, но интересный, стоит съездить. А главное, там много добрых и приветливых людей и красивых девушек;)
P.S. Надеюсь, к юбилею города все дороги и набережные были отремонтированы, и гулять там теперь - одно удовольствие)
Источники: www.wikipedia.org,
www.wikimapia.org, различные сайты о Воронеже.