А бывают и вот такие отзывы

Apr 07, 2018 16:21

Именно после них хочется писать, и писать еще лучше. Автор - Ксана (https://vk.com/id70172823).
Что можно сказать о последнем на сегодняшний день романе «дозорного» проекта- «Клинки кардинала» Алекса де Клемешье? Сенсации не произошло. Читатели ждали интересную, талантливо написанную книги- читатели её и получили.
С одной стороны, «Клинки» выдержаны в классическом с точки зрения так называемых канонов стиле. В тексте не всплывают диковинные, невиданной силы артефакты, не возникает каких-то аномалий Сумрака и не появляются его персонификации, нет уникальной магии неизвестного происхождении и феноменальных Иных. В общем, нет ничего такого глобального, чего бы не знали о мире Иных. И оказывается (будущим авторам на заметку), что и без всего этого может получиться захватывающий, увлекательный роман.
С другой стороны, новое «дозорное» произведение можно считать оригинальным. Как бы по-разному Светлые и Тёмные ни относились к людям, какие бы мотивы ни двигали их поступками, но люди всегда были объектом воздействия- от зачарованного по служебной надобности человека-водителя до проводимого с одобрения Инквизиции социального эксперимента. Впервые в «Дозорах не работают вместе» Николая Желунова была реализована концепция о людях как о силе, достаточно самостоятельной, согласующейся с естественными законами природы и поэтому зачастую более разумной, чем магический мир Иных. В предыдущих произведениях самого Алкса де Клемешье было немало персонажей людей, а некоторые Иные во многом продолжали вести обычную человеческую жизнь. Но вот чтобы Иные в прямом смысле слова состояли на службе у людей- это действительно неожиданно. И на протяжении всего действия дозорные воспринимаются как сотрудники некоего особого тайного отдела при важных государственных персонах, а не как вершители судеб мира, действующие исключительно во имя известного только им Великого Договора. В произведении нет противопоставления Иных и людей, каковое можно наблюдать в уже упомянутой книге Н. Желунова. Нельзя сказать, что историческая и культурологическая (не секрет, что описываемые в «Клинках» события нашли отражение в других литературных произведениях) основа выступают всего лишь декорациями, в которых разворачиваются очередные события из жизни Дозоров, скорее «дозорное» тесно вплетено в исторический и «человеческий» контекст. Сделано это очень умело, не за что зацепиться, чтобы вытянуть из этого плотного сюжетного клубка «дозорную» или какую-то другую ниточку, так что не скажешь однозначно, фантастический мы читаем роман, приключенческий или исторический.
Роман насыщен событиями, действием. Статичных сцен практически нет, описания сжатые, лаконичные, но ёмкие и яркие. Редкий диалог происходит в спокойной обстановке. Это, конечно, делает повествование динамичным. Однако, благодаря дискретности, то есть разбивке действия на отдельные пространственно-временные эпизоды, нет ощущения, что читатель оказался под лавиной нескончаемых приключений, постоянно преследующих героев, что зачастую бывает немного неправдоподобно.
Как и в «Сыне Дога» (в «Участковом» в меньшей степени), в «Клинках кардинала» мы встречаемся с умением автора удерживать читательское внимание на одном уровне напряжённости. Книга одинаково интересна и на пятой странице, и на двадцать пятой, и на сто семьдесят пятой. Нет ни скучноватых мест, ни увеличивающих заинтригованность.
Персонажей в книге столько, сколько легко удержать в голове и не запутаться в них. Само собой, каждый из них- это завершённый образ. Что касается главного героя, то автор максимально нейтрален по отношению к нему. Он не стремится вызвать у читателя ни сочувствия, ни уважения, ни отвращения, ни презрения к герою- ничего. Просто показан герой, его поступки, слова, мысли, не сопровождаемые авторской оценкой и дающие абсолютную свободу читателю в выборе отношения к нему, согласно своим принципам и мироощущению. В тексте есть главы, в которых автор-повествователь уступает слово главному герою, тем самым, на мой взгляд, как бы ограничивая свою «вездесущность» и дополнительно подчёркивая свою беспристрастность. Казалось бы, имея прямое воздействие на ум и сердце читателя, герой может рассказать о себе т а к, что обязательно затронет эмоциональную сферу читателя. Но не герой «Клинков кардинала»! Почти что никакой рефлексии, никакого заискивания перед читателем в поисках понимания или сострадания, никакого нарочитого высокомерия или демонизма, Он будто бы сам к себе так же объективен и нейтрален, заостряет внимание в большей степени на своих ощущениях. По-моему, великолепный приём для создания образа человека, прожившего уже намного дольше, чем живут люди, да и не совсем человека уже.
Возможно, для меня как неискушённой в чтении книжных сериалов читательницы имеет значение то, как очередное произведение вписывается в цикл, насколько оно согласуется с тем, что мы узнали из предыдущих книг нового о мире Иных, не противоречит ли ему. В этом отношении «Клинки кардинала»- идеальная книга. Во-первых, как уже говорилось в начале, здесь обошлось без каких-либо исключительных особенностей, с натягом вписывающихся в уже известную картину Иного мира. Во-вторых, мы встречаем упоминание уже известных читателю событий и знакомых по другим произведениям персонажей.
Будем ждать вторую часть дилогии- такую же интересную и талантливо написанную книгу, как и «Клинки кардинала».

Клинки кардинала, Дозоры

Previous post Next post
Up