Впечатление о книге "Путешествие антиохиского патриарха Макария в Москву в середине XVII века

May 14, 2015 11:19


Меня эта книга заинтересовала тем, что во-первых интересно узнать впечатление иностранцев о России тех времен, а во-вторых записи этого путешествия писал сын патриарха Павел, причем на арабском языке. Вы представляете, ПРАВОСЛАВНЫЙ Павел Алеппский, сын ПРАВОСЛАВНОГО Антиохийского Патриарха, приехавший в ПРАВОСЛАВНУЮ Россию к ПРАВОСЛАВНОМУ царю Алексею Михайловичу, пишет свой текст на арабском, я бы понял, если бы он писал на греческом, на русском, ну в крайнем случае на латинском. Это не мыслимо. Конечно, читаю в переводе.
Приведу некоторые выдержки из прочитанного, что мне больше всего удивило:



1. "...по всей земле русских, то есть казаков, мы заметили возбудившую наше удивление прекрасную черту: все они, за исключением немногих, даже большинство их жен и дочерей, умеют читать и знают порядок церковных служб и церковные напевы; кроме того, священники обучают сирот и не оставляют их шататься по улицам невеждами."
"Мы заметили в этом благословенном народе набожность, богобоязненность и благочестие, приводящие ум в изумление".
"Каждый город имеет, может быть, до 40, 50 и более тысяч душ; но дети многочисленнее травы и все умеют читать, даже сироты. Вдов и сирот в этой стране множество; их мужья были убиты в беспрерывных войнах. Но у них есть хороший обычай: они женят своих детей юными и по этой причине они многочисленнее звезд небесных и песка морского."
Я все думал, почему в России федеральные автомобильные трассы идут через города, особенно это заметно, когда едешь в Санкт-Петербург, проезжаешь несколько десятков городов, не мимо, а прямо через город. Читая эту книгу, понимаешь в чем дело:
"Знай, что начиная с Валахии и Молдавии и страны казаков до земли московской все дороги проходят чрез средину городов и деревень, при чем путешественник ступает в одни ворота и выезжает в другие, а потайных дорог мимо города вовсе нет. Это большая охрана."
2. "...ибо язык у казаков, сербов, болгар и московитов один."
3. "В этом городе живет много франкских купцов из немцев, шведов и англичан, с семействами и детьми. Прежде они обитали внутри города, но нынешний патриарх, в высшей степени ненавидящий еретиков, выселил их по следующему поводу: идя по городу с крестным ходом, он заметил, что они не сняли своих колпаков и не осеняли чела крестным знамением пред иконами и крестами. Удостоверившись, что они франки, переодетые в платье московитов, он заставил царя выселить их не только из этого города, но даже из всех других и из крепостей и укреплений, поселив их вне города; не выселяли лишь тех, которые крестились. Их церкви, принадлежавшие им издревле, разрушили, вместе с татарскими мечетями, и не дозволили построить другие за городом среди их жителей. В особенности разрушали церкви армян, жителей Астрахани, и самих их поселили за городом. По этой причине они были вынуждены, вместе с другими племенами, открыто креститься ночью и днем."
4. "Московиты известны своими знаниями, мудростью, проницатёльностью, ловкостью, сметливостью и глубокомысленными вопросами, которые ставят в тупик ученых и заставляют краснеть".
5. "Войдя в церковь, долго молятся перед иконами,ибо у них нельзя молиться иначе, как пред иконой, устремив на нее взоры, то есть, они действительно преклоняются перед ней, а не так как мы молимся, кое-как. По причине великой любви своей к иконам, они, если не видят издали иконы или купола церковного, не молятся. Такова их вера. Помолившись на иконы, они оборачиваются и делают поклон головой присутствующим на все четыре стороны. Так они делают не только в церквах, но и в своих домах, ибо в каждом доме непременно есть иконы не только внутри, но и снаружи над дверьми, как мы выше сказали. Стоят они в церкви неподвижно, как камни, и все с открытыми головами, от священников и властей до простого народа".
6. "Знай, что мало есть таких бедняков, которые ходят по этому городу (Москва), прося милостыню, ибо царь распределил их между вельможами по известному числу, для получения ежедневного пропитания по спискам; и каждый боярин содержит свое число бедняков. Существует много домов для помещения их, и ежедневная выдача от царя и царицы; равно получают ее и заключенные"
7. "Когда мы сидели за столом, патриарх Никон послал за начальниками этого народа (эскимосы), именно за тысяцкими, коих около тридцати человек. С ними был переводчик, говорящий на их языке. Когда они вошли, собрание затрепетало при виде их. Они тотчас обнажили головы, т. е. отбросили назад свои капюшоны, и поклонились патриарху странным образом, сгибаясь подобно свиньям целиком. Патриарх стал расспрашивать их об их образе жизни, о том, как они теперь приехали, и об их богопочитании. Они рассказали ему все, что прибыли из своей страны пешком, а олени везли их арбы. Он спросил их: «Чем вы воюете?”-“Луком и стрелами», отвечали они.-"Правда-ли, спросил он, что вы едите человечье мясо?"-Они засмеялись и сказали: «Мы едим своих покойников и собак, так почему же нам не есть людей?”-“Как вы едите человека?» спросил он. Они отвечали: «Захватив человека, мы отрезаем ему только нос, затем режем его на куски и съедаем». Он сказал им: «У меня здесь есть человек, достойный смерти; я пошлю привести его к вам, чтобы вы его съели». Они начали усиленно просить его, говоря: «Владыка наш! сколько ни есть у тебя людей, достойных смерти, не беспокойся наказывать их сам за преступление и убивать, но отдай нам их съесть; этим ты окажешь нам большое благодеяние».
8. "Патриарх Никон сообщил в этот день за столом нашему владыке патриарху, что кругом города Казани живут шестьдесят тысяч мусульман, которые платят харач и (всякие) поборы. Они крестятся днем и ночью. Он рассказывал, что московиты считают их нечистыми и не сообщаются с ними, не едят с ними и не пьют. Кто из них окрестится, тот не смеет ходить к своим родным, а если пойдет по необходимости, то не ест с ними из одного блюда и за их столом, а из отдельного блюда и за отдельным столом, из опасения возбудить злобу московитов и подвергнуться наказанию от них за то, что он ел с мусульманами, ибо у них это считается чем-то отвратительным и весьма нечистым, именно (они думают), что крещение оставило его, и он нуждается в новом крещении. Если жена окрестившегося также окрестится вместе с ним, то будет его женой, а если не пожелает, то отнюдь не дозволяют (ему) приближаться к ней, но разводят ее с ним и женят его на христианке".
"Так поступали теперь и с ляхами (европейцами) и крестили вторично, хотя это недозволительно; но московиты отнюдь не принимают их, не окрестив. Таким образом, ляхи, поневоле, просят крещения, дабы их приняли и любили от всего сердца. Крестившиеся получают высокие должности. Обрати внимание, брат мой, на сии дела, кои мы слышали и видели от этого благословенного московского народа. Какое убеждение! какая вера! какая преданность Богу! Они даже не пускают чужестранца в свои церкви, думая, что он их осквернит; отнюдь не принимают и не любят людей другой религии. Мы рассказывали, что, когда идет к царю турецкий посол, то его не вводят со стороны церкви Благовещения, дабы он не осквернил ее. После того как он поцелует полу царской одежды, и царь положит свои руки ему на голову в знак дружбы, тотчас же, по выходе посла, он моет руки водою с мылом, думая, что они осквернены; затем призывают священников совершить водосвятие на том месте и окропить его, дабы оно очистилось, ибо осквернено. Мы дивились и изумлялись такой точности. Да продлит Бог их (существование) до дня страшного суда и воскресения из мертвых".

Исходя из текста книги, хотел бы выделить некоторые основные пункты, которые привлекли мое внимание:
1. Патриарх и царь на Руси имели абсолютную власть. Точно так же как в Израиле;
2. Глубокое уважение царя, особенно священников "высокого уровня". Даже при просьбе царя или священника сидеть, князья, бояре при разговоре вставали. Сидеть в присутствии царя, священника, любого выше тебя чином считалось неуважительным;
3.Служения в православных храмах проходили очень долго, что удивляло иностранцев;
4. Москва считалась на Западе Новым Римом. Ее уважали и боялись;
5. Четкое исполнение закона со стороны русских, что поражало иностранцев;
6. Неприятие "европейских ценностей" уже было тогда. Каждому иностранцу в России де-факто не доверяли, пока тот не докажет, что он свой. Поэтому пристально следили за ними, если они нарушали обычаи, законы, их отправляли во "мрак", так называли иностранцы Сибирь, откуда никто не возвращался.

книги

Previous post Next post
Up