Наука, философия, вера

Jan 10, 2017 22:47

Научный метод основан на выявлении и систематизации повторяющегося и измеримого. На основании замеченных явлений выдвигается гипотеза (описание системы отношений между наблюдаемыми явлениями - формулы, таблицы, алгоритмы, схемы), далее гипотеза проверяется в эксперименте, подготавливаются условия эксперимента и производятся измерения. Основное требование - при повторном проведении эксперимента результаты измерений должны повторяться и предсказываться этими формулами.

Всё, что можно воспроизвести в эксперименте и измерить, подлежит изучению научным методом. Научным методом можно изучать только то, что измеримо и обладает памятью (повторяемостью), т.е. материю. Есть области, где научный метод применить не возможно. Сознание другого невозможно подтвердить или опровергнуть экспериментом, а своё сознание не нуждается в гипотезах и подтверждениях, невозможно измерить квалиа (ощущения), невозможно исследовать то, что не повторяется - случайные события, единичные, уникальные события.

Область явлений, где не работает научный метод - зона философии. Философия - гипотезы, которые в принципе невозможно проверить по указанным причинам. Гипотеза - предположительное описание системы отношений между наблюдаемыми явлениями (формулы, таблицы, алгоритмы, схемы).
Для хотя бы какого-то обоснования в зоне философии этих предположений (гипотез) по большому счёту есть только один критерий - внутренняя непротиворечивость. Эти предположения должны удобно сочетаться каждое с каждым, т.е. это должна быть единая система из вообще всех моих предположений, касающаяся всех тем, так же вся эта система должна сочетаться с любыми экспериментальными данными. Такое предположительное описание системы отношений между явлениями в области явлений, где не работает научный метод - лучшее, что можно предложить.

Будет ли система предположений, сочетающаяся со всеми экспериментальными данными, единственно возможной, или возможны другие варианты такой системы, не совместимые с моей системой - не известно. Возможно, таких систем несколько. Если мне известна только единственная такая система предположений, то это не является достаточным основанием, чтобы считать её не предположением, а истиной. Уж тем более, если таких систем, не совместимых между собой, но совместимых со всеми экспериментальными данными несколько. Область за рамками научного метода - зона философии - всегда останется областью предположений. Но предположения - лучше, чем ничего. Правдоподобные, но не обоснованные предположения позволяют достигать желаемого на практике хотя и не всегда, но чаще чем случайный выбор,.

Философия должна быть согласованной не только внутренне, но и с экспериментальными данными в областях всех наук, физики, химии, биологии, психологии, социологии, и т.п. Она должна быть связующим звеном между всеми науками, должна их сводить в единую систему знаний, должна выявлять как можно больше дальних связей между всеми явлениями, должна быть рамой, в которую все науки вставляются как модули. Если в какой-либо философии проработана её стыковка только с одним из классов проверяемых экспериментально явлений, например, философия науки, философия психологии, философия государства, философия социальных отношений, и если такая философия не применима к остальным областям знаний, то она будет иметь меньшую ценность, чем философия, учитывающая всё. Однако, такие частные философии так же могут быть интересны в плане заимствования идей, заготовок для дальнейшего развития, или примеров, что с чем стыкуется или не стыкуется.

Конечно, если я буду узнавать о новых экспериментальных данных, я буду переделывать свои предположения в зоне философии с учётом этих новых данных, при этом некоторые варианты философий будут отсеиваться, если они стыковались со старыми экспериментами, но не стыкуются с новыми. По мере накопления экспериментальных данных зона научного метода постоянно увеличивается, явления получают научные объяснения. Когда-то гром и молнию считали проявлением сверхъестественных сил, они не относились к области научного знания. Но это не значит, что зона научного метода скоро заполнит всё. Наоборот, расширяется граница между явлениями, доступными для изучения научным методом, и явлениями, относящимися к области философии. Наука предоставляет всё больше и больше выходов в область философии, и философия не должна стоять на месте.

Если я увижу (хотя пока не видел), что вещи типа ясновидения, телепатии реально работают, воспроизводимы в эксперименте, не являются случайными совпадениями, так что ими можно пользоваться и достигать своих целей, они будут мной отнесены к материальному и к области научного метода. В области непроверяемого философия должна будет строить предположения с учётом и этих данных.

Соотношение философии и веры следующее. Я верю, означает, я считаю некоторые предположения истинными, хотя и не возможно их проверить. Просто я так хочу, я так счастливее. Это помогает жить, но когда я займусь философскими исследованиями, я должен работать с этим всем как с непроверяемыми предположениям. Другими словами, смешивать веру и философию - вред и для той и для другой.

Вера не может обосновываться философией, хотя в лучшем положении тот, кто верит в философские предположения, не противоречащие никаким экспериментам. Особенно уязвимы те, кто верит во что-то, что можно прямо проверить научным методом, если вдруг проверка покажет, что на практике дела обстоят по другому, то либо пошатнётся вера, либо человеку придётся руководствоваться представлениями, не соответствующими практике и заводящими в тупиковые ситуации, если продолжать верить в то же самое. То, что уже проверено научным методом в экспериментах, не нуждается в вере, это не область веры, это область знания.

Так же не нужно и философию выстраивать только на том, во что веришь, что не проверяемо. Её можно строить только на экспериментальных данных. При этом в свободное от построения философских концепций время, можно верить во всё, что угодно.

Есть ещё область, которая не подаётся научной проверке, но, тем не менее, в проверке не нуждается - это область моих ощущений. Я не сомневаюсь, что существуют мои ощущения, не сомневаюсь, что существует моё Я. На сведениях о моих ощущениях, которые я ощущаю непосредственно в данный момент, тоже можно выстраивать философские предположения, так же как и на сведениях, проверяемых научным методом. Здесь речь идёт о непосредственно воспринимаемых параметрах самих ощущений, качеств, квалиа, а не о том, что не видно прямо сейчас, но подразумевается за ощущениями.

философия, эксперимент, вера, научный метод

Previous post Next post
Up