Акульи плавники на небесных ласточках

Sep 25, 2013 13:01



А мы продолжаем увлекательное путешествие в мир необычных вещей и достижений, которые находятся рядом с нами. Я думаю, что все замечали разную форму законцовки крыла у одного и того же типа самолета в аэропорту. А если нет, то будьте чуть более наблюдательными в вашем следующем путешествии. Конкурентная борьба настолько остра, что в данный момент на счету каждый процент экономии топлива в полете, а если производители самолетов говорят о 4-6% экономии - это уже очень существенно. Именно для этого и придумали необычное приспособление и, что немаловажно, оно еще более усилило эстетическое восприятие белоснежного авиалайнера.

Давайте попробуем разобраться зачем же такая законцовка крыла нужна и можно ли ее поставить на любой самолет, а также разберемся в терминологии. Ведь есть "вингтипы", "винглеты", "шарклеты", конечно тут немалую лепту внесли маркетологи, но все же главная идея исходит не от них и не от дизайнеров, а от специалистов по аэродинамики и инженеров.


1.


Пару недель назад на рейсе авиакомпании Дельта из Роли в Нью-Йорк встретил заметку о винглетах на целую полосу. Тема актуальна и интересна. Это самый свежий номер бортового журнала авиакомпании за сентябрь.

Вот и классификация типов законцовки крыла у Боинга:


2.

Вспомним детство, уже тогда мы с вами делали "винглеты" на бумажных самолетиках:





Сегодня этот аэродинамический элемент крыла экономит до 6-9% топлива за счет снижения завихрения воздуха:


3.


4.

У Боинга они называются винглеты и появились раньше, чем у Эйрбас. У последних они называются шарклеты - акульи плавники.
На заводе Эйрбас я задал вопрос "а почему вы не ставили подобные элементы на крыло, ведь у Боинга 737е уже давно летают с ними и модернизируют предыдущие поколения?". На что получил ответ: "ну в чем-то они первые, а в чем-то мы, конкуренция в авиастроении - это очень интересно и динамично, где то одна, то другая крупная компания вырывается на пол шага вперед."


5.

Ну и очень модная маркетинговая тенденция делать авиакомпанию более "зеленой" :) Больше экономия, меньше выбросы СО, при этом сам авиационный трафик растет невероятным темпами.


6.

Винглет, который установлен на Боинге 737-500 ЮТэйр, изначально самолет был произведен без него, т.е. это еще и отличная опция для апгрейда:


7.

Конструкция винглета у Боинга:


8.

А теперь побываем на заводе Эйрбас в Тулузе в специальном ангаре, где устанавливают шарклеты на крылья самолетов А320.
C 2012 года Airbus начинает устанавливать на самолетах семейства А320 новые законцовки крыла - шарклеты. Они улучшают аэродинамические характеристики самолета и сокращают расход топлива на 4%, что позволяет экономить до 400 тысяч долларов в год на самолет. Также позволяют увеличить дальность полета примерно на 185 км или же полезную нагрузку на 450 кг.
Это тестовый А320 в фирменной ливрее:


9.

В производстве А320 сейчас шарклет - это опция, а вот в следующей модификации этого самого популярного типа ВС, производимого концерном, шарклет будет обязательным элементом конструкции:



Крыло А320 перед инсталляцией шарклетов:


10.


11.

Шарклет весит 97кг, внутри алюминиевая направляющая и композитный каркас. Инсталляция шарклета - очень простой процесс, всего две направляющих и 8 фиксирующих винтов. Шарклеты устанвливают на той же площадке (в терминологии завода "станции" - 2Е), там где и двигатели.


12.

Шарклеты для Эйрбас производятся в Китае и перевозятся в Европу на транспортных самолетах.


13.


14.


15.

Потрясающе выглядит!


16.


17.

Шарклеты инсталлируют 2 рабочих на один самолет за 1 рабочий день, почти вся работы по сборке самолетов - это ручная работа!
…и они совсем не такие маленькие, как может показаться со стороны. Высота шарклета - 2.4м. Вот человек для масштаба, слева шарклет, справа - вингтип на А320:


18.

Шарклеты в июле 2013 также сертифицированы и на Эйрбас А321 и уже начали поставляться заказчикам. В одном из следующих репортажей я расскажу подробнее про семейство самолетов А320. ЮТэйр в июле получила свой первый из 20ти новеньких А321. Первые четыре из которых будут со стандартной законцовкой крыла, а следующие будут уже с шарклетами:


19.

Ну и конечно, шарклет - это один из элементов для ливреи, рекламы сайта авиакомпании. Или даже рекламной площадки, которую авиакомпаний продает, к примеру Райнэйр.


20.
Фото взял у Олега Белякова.


21.


22.


23.


24.


25.


26.

…продолжение следует!

Традиционное огромное спасибо за возможность потрогать шарклеты замечательным девушкам Марии Шляхтовой и Елене Галановой! :)

---

Другие мои репортажи на авиационную тематику смотрите по тегу aviation

Репортажи с заводов Эйрбас в Гамбурге и Тулузе:






---

Оставайтесь на связи! | Добавить в ЖЖ | Facebook | Twitter | ВКонтакте | Google+ | RSS-лента | Instagram |

© Alexandr Cheban | alexcheban.livejournal.com - "Ярко о путешествиях!" - бюджетно и необычно по всему миру!

airbus, utair, boeing, how-it-works, aviation, story

Previous post Next post
Up