Аппетитный ланч над облаками - что может быть лучше?! Ничего! Именно так считают 35% путешественников, которые не мыслят перелетов без вкусной рыбки, к ним присоединяются еще 45%, которые также не откажутся от аппетитной говядины с томатной пассировкой… и только оставшиеся 18% уверенны, что в самолете кушать совсем не обязательно, в нем нужно просто лететь. Что же… этот репортаж они скорее всего пропустят. А всех остальных приглашаю на фабрику бортового питания авиакомпании ЮТэйр в Сургуте! Знаете ли вы, что все нужно готовить по новой, если рейс задерживается на 3 часа?! И что пилоты питаются едой не из бизнеса или эконома, а для них есть специальный рацион?! Как накормить пассажиров 300 рейсов в сутки, вылетающих из 110 городов маршрутной сети авиакомпании?!
И главное, что даже у бортового питания есть свой шеф-повар - харизматичный Егор в неповторимых фирменных клетчатых штанах!
Мы находимся в Сургуте, в компании "ЗапСиб-Кетеринг" - филиал ОАО "Авиакомпания ЮТэйр". Цех рассчитан на 8 тыс порций в сутки и ослуживает рейсы авиакомпании ЮТэйр и других, которые вылетают из Сургута.
Авиакомпанию ЮТэйр имеет собственные фабрики в Сургуте, Тюмени, Ханты-Мансийске, причем именно в Сургуте находится главный офис, отвечающий за питание во всей авиакомпании.
На первом этаже находятся заготовочные цеха: мясо-рыбный и овощной, камера дефростации и морозильная камера.
1.
Секрет №1. Вся выпечка для комплектов бортового питания здесь своя!
В небольшом помещении стоит невероятно позитивный запах свежих французских булочек с корицей:
2.
3.
4.
Каждая булочка должна весить 60гр. Проверим?
5.
Глаз-алмаз! С первой попытки :)
6.
7.
В холодном цеху фасуют огурчики с оливками и нарезают салатики:
8.
9.
10.
Перейдем в горячий цех...
11.
12.
13.
Пассировка для говяжьей поджарки:
14.
15.
Секрет №2. Даже у бортового питания есть шеф-повар! И это совсем не номинальная должность. Он составляет рацион бортового питания для авиакомпании в целом, координирует производство как с технологической точки зрения, так и с точки зрения снабжения. Именно он знает энергетическую ценность блюд, вкусовые сочетания и правила компоновки пищевых нутриентов. Очевидно, что в рацион экипажа не должен входить горох, но кроме этого есть еще масса тонкостей и нюансов, которые являются его профессиональными секретами.
За процессом неусыпно бдит Егор Королев.
16.
Далее питание сортируют в касалетки (прямоугольные емкости из фольги):
17.
18.
19.
20.
21.
А если на фабрике вдруг оканчивается мясо животных, то в ход идут дети и экипажи :)
22.
Секрет №3. Себестоимость 1 порции бортового питания (эконом-класс) составляет в среднем 150 рублей.
Подготовка подносов, где находятся приборы, салат, десерт, фирменная шоколадка с одним из воздушных судов авиакомпании:
23.
24.
25.
26.
Секрет №4. Срок годности бортового питания 3 часа. Т.е. если рейс задержан, то необходимо полностью переделать и перезагрузить бортовое питание. Питание на обратном сегменте оборотного рейса - это новый комплект, который загружают перед вылетом в промежуточном аэропорту.
И упаковка готовой продукции к загрузке на борт:
27.
28.
Секрет №5. Бортовое питание распределяется строго по количеству пассажиров на рейсе плюс 1 запасной комплект на 50 пассажиров (согласно отраслевого стандарта). Так что добавки, скорее всего, не будет, даже если салон полупустой. Дополнительная порция выдается на случай непредвиденного брака транспортировки/раздачи на борту.
Формировка продукции.
Далее все тележки спускаются на первый этаж, где проходит проверка службой авиацинной безопасноти, тележки пломбируются и могут транспортироваться к борту воздушного судна.
Отдельная тележка - это посуда для бизнес-класса:
29.
Секрет №6. Абсолютно все продукты, горячее и салаты готовятся к конкретному рейсу, время полного цикла приготовления и сервировки одного борта - 3 часа. Цех бортового питания работает круглосуточно и время начала готовки координируется с аэропортом и четко привязано к фактическому предполагаемому времени вылета.
Вот эти тележки с питанием подаются со второго этажа в специально оборудованный автомобиль, который подает питание на борт:
30.
Секрет № 7. Меню унифицировано у каждой авиакомпании и всегда готовится идентично по определенным рецептурам на всех фабриках бортового питания, даже если в какой-то точке нет собственной фабрики.
К примеру, вас накормили несвежей рыбой на рейсе из Иркутска в Москву, вы направляете претензию в ЮТэйр и авиакомпания проводит расследование с поставщиком услуг в Иркутске, проводит аудит предприятия, все вплоть до смены поставщика!
После посещения самой фабрики мы смогли продегустировать бортовое питание.
Все было поделено по классам обслуживания.
31.
Эконом-класс - касалетки с вариантами горячего (сосиски, рыба, говядина, овощи) + поднос с салатом + напитки, полагающиеся в экономе:
32.
33.
Секрет № 8. У Ээкипажа есть отдельное меню!
Я всегда думал, что экипаж питается тем же, что и бизнес-класс, оказывается нет. Для экипажа разработан специальный рацион, который учитывает потребность в энергетической ценности 3500 ккал/сут. Исключены бобовые, слива и чернослив. Экипаж - это пилоты и стюардессы, различий нет в рационе.
Питание для экипажа:
34.
35.
Эконом улучшенный:
36.
Ну и бизнес-класс:
Напитки:
37.
Секрет № 9. В бизнес-классе есть суп-крем! А на завтрак каша, даже в жидкой консистенции. На борт воздушного судна они подаются в "гейзере", а непосредственно пассажиру - в углубленной чашке!
"Углубленная чашка" - это просто глубокая тарелка в рамках профессиональной терминологии. Вообще очень интересно слушать профессионалов и ловить такие словечки.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
Секрет № 10. Экзотика бывает на борту, но только по спец-заказу. К примеру, меню из оленины может быть приготовлено специально для какого-то чартерного рейса или бизнес-авиации. Меню в таких случаях проходит дополнительное согласование и подготовка может занять значительно более 3 часов.
44.
По моему мнению, ЮТэйр кормит действительно вкусно и много, особенно на коротких рейсах, а на рейсе Киев-Москва - это самое лучшее меню среди все операторов линии:
45.
Секрет № 10+1. На борту и на дегустации - абсолютно тоже самое!
В соцсетях, во время того, как я размещал живые картинки с дегустации, кроме логичного потока претензий в заангажированности репортажа, прозвучали отзывы, что на картинках питание красивое, а вот на реальных рейсах - отвратительное. Как оказалось, это не так и зачастую срабатывает именно субъективное восприятие вкуса и даже, возможно, изменение индивидуальной чувствительности вкусовых рецепторов на высоте!
И простое сравнение… Касалетки на дегустации во время пресс-тура, обратите внимание на сосиски:
46.
…и питание на утреннем рейсе Сургут-Киев по пути домой. Все абсолютно идентично визуально и так же вкусно как и на презентации.
Ну разве что макароны чуть другие, но это не имеет значения.
47.
Ресурсы, где постятся тематические картинки по бортовому питанию:
http://www.airlinemeals.nethttp://www.airplanefood.nethttp://ru-airlinemeals.livejournal.com Хочу выразить благодарность авиакомпании
ЮТэйр и лично замечательному пресс-секретарю - Елене Галановой! :)
А также Стасе
dva-loskutka, которая является мощнейшим двигателем прогресса региональной блогосферы в России и просто нежной и трогательной девушкой :) Все репортажи о Неформе блогеров в Сургуте и сопуствующих мероприятиях у Стаси в жж
собраны тут.
Эта статья относится к категории производственных репортажей и она не оплачена.
Если вы можете показать интересное и необычное производство - пишите: alexcheban.com@gmail.com В зависимости от моей заинтересованности - мы сможем обсудить варианты написания рекламного или бесплатного репортажа.
Как выглядит бортовое питание в самых разных авиакомпаниях мира? Читайте тут:
---
Другие мои репортажи из серии "Как это делается"
---
Оставайтесь на связи! |
Добавить в ЖЖ |
Facebook |
Twitter |
ВКонтакте |
Google+ |
RSS-лента |
Instagram |
© Alexandr Cheban |
alexcheban.livejournal.com - "Ярко о путешествиях!" - бюджетно и необычно по всему миру!