Александр Доставалов. Ожог от зеркала. - М, АСТ, 2009. 763 с. - ( серия "Заклятые миры") тираж 3000 экз.
Александр Доставалов - писатель фантаст из Твери.
Непонятно, почему роман называется «Ожог от зеркала». Такой ожог - от магического зеркала - действительно имел место, однако получила его эпизодическая героиня, которая практически не играет никакой роли в развитии основной сюжетной линии. Правда, ближе к концу книги читателю разъясняется, что мозг человека «в целом напоминает зеркало», которое «отражает часть абсолюта», и мысли, которые приходят нам в голову, - это на самом деле не наши мысли. Их нам дает некая высшая сила, которая нами управляет. То есть, по мнению автора, человек - всего лишь игрушка в чьих-то могущественных руках. А мир, который нас окружает - всего лишь иллюзия…
Идея, безусловно, не нова - мы все живем в «Матрице», но все равно непонятно, при чем здесь ожог от зеркала.
Что же касается собственно сюжета романа. Главный герой - Тарас, студент магического Колледжа, обладает магическим браслетом, который он нашел в детстве. И вдруг выясняется, что этот браслет нужен всем, в первую очередь валчам - магам самого могущественного Ордена. Они пытаются убить Тараса и завладеть его браслетом. Тот, кто соберет все 24 браслета, станет самым могучим магом. Чтобы спасти Тараса от гибели, ректор Колледжа отправляет Тараса с поручением в Стамбул. Естественно, за Тарасом и его друзьями устремляются валчи. И чем ближе к Стамбулу, тем врагов больше. Инки и ацтеки из Америки, зулусы-вуддисты из Африки, кельты, те же валчи. Всем нужен браслет Тараса…
Когда на последних страницах романа вся эта магическая гоп-компания набросилась на Тараса, тому ничего не оставалось делать, как активировать браслет, и готовая вот-вот разразиться магическая война, которая могла уничтожить весь мир, тут же прекратилась, все пожали друг другу руки и мирно разошлись. А Тарас, который спас мир, стал сильнейшим магом.
Такая вот увлекательная история…
Стоило ради такого банального для фэнтези финала огород на 700 с лишним страниц городить.
Правда. интересен мир, в котором разворачивается действие. Мир этот параллелен нашему (и даже является его зеркальным отражением), однако место технологиям в нем занимает магия. Магия двигает вперед медицину, вместо мобильных телефонов - магические глиняные свитки (которые работают гораздо лучше!), магия управляет климатом, с помощью магии записывается человеческая речь и «движущиеся картинки». Магические «зельцкабины» позволяют практически мгновенно переместиться в любую точку мира. И при этом ученикам Колледжа преподаватели доказывают - причем весьма убедительно! - что мир без магии не может существовать в принципе, ибо наука не может двигать общество вперед.
Правда, ближе к концу выясняется, что все же такой мир существует - этот мир наш (который зеркальное отражение), но он очень болен (его захватила Тварь - электрическая сеть, которая через экраны высасывает человеческую душу), и его практически невозможно спасти…
Магический Колледж, в котором учится Тарас, находится в Твери. А Тверь является столицей крупнейшего русского княжества, владения которого простираются до Белого моря. Есть и другие княжества - Смоленск, Рязань, Новгород, но они не такие крупные и влиятельные. Упоминается в романе и Москва - «маленький городок», в котором «народ режут - жуть. И режут странно - на части рвут». И делается вывод: «Москва - худший город на Руси. Бежит оттуда народ».
(Такая альтернатива - Тверь как центр крупного государства, а Москва - заштатный городок - могут согреть душу любому тверичу. Ведь давно уже не скрывается тот исторический факт, что именно Тверь в начале 13 века начала процесс собирания русских земель. И если бы не вероломство московских князей, которые стали водить дружбу с Ордой, неизвестно еще, как бы повернулась история России…)
В мире романа Доставалова процветает Русь и Восток. Еще Польша. Остальная Европа находится где-то на задворках, ее герои романа называют «дикой». Упоминается Берлин - «крошечный городишко в Пруссии», в котором «чудовищный процент убийств».
Кстати, в этом мире есть все религиозные конфессии - христианство, ислам, буддизм, даже иудаизм. Однако Русь сохранила веру предков - язычество. Главный бог их пантеона - Сварог. Конечно, среди русичей есть и христиане и даже мусульмане, но это экзотика. Несмотря на не совсем гуманные нравы, на отсутствие правосудия (преступников не убивают, а заставляют сражаться на арене, чтобы искупить свою вину жертвенной кровью), на Руси царит удивительная веротерпимость.
Кстати, Тарас, размышляя о русском язычестве и европейском христианстве, приходит к парадоксальному выводу: Европа (в его мире) потому такая дикая, что там укрепилось христианство. «У них все рабы божие. Раб только послушен. Ему думать не обязательно. А все мы - дети Создателя. Лучше звучит».
Утверждение, безусловно спорное, но… . Автор - устами героя - пытается привести читателя к мысли, что если бы мы тысячу лет назад не отказались от веры отцов, то наша жизнь сейчас была бы гораздо лучше.