Железные мантры

Oct 06, 2008 13:51

Дааа... Послушал новый альбом ЭМШ. Хотя кое-что слышал и раньше, но вот именно как альбом "в целом", при цельном прослушивании он оставляет жутковатое впечатление...

Снова на альбоме звучит обилие клавиш. По ощущениям, на записи играет сам ЭМШ.
Начинается альбом с практически "хитовой" (если это слово применимо к творчеству "Пикника") вещи "Недобитый романтик". Очень интересная перекличка завывающей гитары и мягких пиццикато, нанизанных крупинок клавиш. Чувствуется незримый дух Воронина. Но вместе с тем есть и отголоски недавних совместных экспериментов с Самойловым. Вещь более "тянутая", с несвойственными ранее гармооническими построениями. Есть некоторые отсылки к альбому "Чужой". Тем не менее, из всего альбома это, пожалуй, самая оптимистичная вещь. Единственное узнаваемое, "пикниковское" произведение. И как всегда выверенная, цельная лирика. Правда, кое-какие настораживающие нотки уже слышны.
Далее идет "Гиперболоид". Гитарно-Самойловский. Местами возникает определенное дежа-вю к "Из мышеловки" прошлогоднего альбома. Милые "неправильные ударения" и "съеденные слоги" в лирике, игра слов (Гарин-Гагарин), отстраненный ото всего вокал ЭМШа и эмоциональная по-агатовски гитара. Твердый, стальной музыкальный гвоздь.
"Колдыри да колдобины". Интересное клавишное вступление, в чем-то отдаленно напомнившее Pink Floyd. И та же сумасшедшая лиричность в продолжении. Меня не покидает ощущение, что вся вещь пронизана отсылками к творчеству Pink Floyd, Nazareth, Рождера Уотерса. Сыграно мощно, монолитно и как-то светло, несмотря на пессимистичную лирику. Струнная концовка выше всяких похвал. Неужто Ира расстаралась?
"Железные мантры". Заглавная вещь всего альбома. Клавишное вступление и вокализ относят нас к средневековым музыкальным традициям, которые, впрочем, тут же разбиваются простецкими, разухабистыми гитарными риффами. Это веселая, практически застольная вещь! Что является огромной редкостью у "Пикника". Немного из всей этой цыганщины (по-хорошему!) выбивается припев, но и тот является лишь трамплином к новому веселью. Но почему-то не весело. И из-за манеры исполнения, по обыкновению, отстраненной и из-за лирики. Очень странное ощущение. Лирика тянет плакать, музыка -- безудержно веселиться. В итоге получился такой "пир во время чумы". Очень, очень многослойная вещь. Не все с первого раза ее осилят. Она откроется позже, при десятом прослушивании. Может быть и мне сейчас не открылась или сделала это не до конца. Достойный бриллиант в короне творческтва ЭМШ за все годы.
"Вот же это слово". Клавиши и синтезаторы относят нас во времена менуэтов, европейской музыки прошлых веков. В то же время слова ЭМШ вообще не пытается пропеть. Он просто их бросает в тишину, отчего получается несколько рэповая манера исполнения. Опять незримо витает дух Воронина, но уже с другим привкусом. Привкус сожаления, утраты, ее невосполнимости проявляется все больше. Чувствуется, что хотя клавишная партия отточена до нотки, но хорал звучит именно проводами, а не воспоминанием о Воронине. Вместе с тем лирика абсолютно чужая, не присущая "Пикнику". В итоге получился местами интересный, но все-таки проходной материал.
"Лунатики". Клавиши уводят нас опять в сторону прогрессивного рока 70-х годов, но гитарные партии и особенно мелодика ведут в другую сторону, в сторону "новой волны" 80-х и 90-х. Вспоминается "Depeche Mode", "Duran Duran". Но даже по сравнению с неоромантикой новой волны, "Лунатики" грустнее. Практически надрывный плач гитары и безысходность лиризма в голосе ЭМШ, представляют нам совершенно другую группу. Именно она оставит после себя столько "жутиков" к концу альбома. Может именно это и есть квинтессенция готики в творчестве "Пикника"?
"Дом мой на двух ногах". Нью-вейвовские клавиши во вступлении резко прерываются "старой пикниковской" гитарой и довольно бодрым голосом ЭМШ. В лирике продолжается нагнетание ужаса, вместе с порванным гитарным ритмом и некоторыми, едва заметными отсылками к себе же времен "Египтянина", "Пикник" нанизывает на струны души слушателя бусинки страха, ограненные ритмикой триллера. В результате имеем знаковую вещь. Как для "Пикника", так и для всей современной музыки.
"Существо". Восточные мотивы клавиш сочетаются с прямо таки джетроталловской кельтской гитарой. А флейта, хоть и синтезированная, но звучащая в нужное время в нужном месте, так и вовсе оставляет слушателя в неоднозначном впечатлении. И шепчущий вокал ЭМШ, задающийся извечным вопросом "зачем ты живешь, существо?". Сколько боли и грусти слышится в этом вопросе. И хотя путем небольших технических "заморочек" голос ЭМШ и пытается выглядеть отстраненным, но не получается. Слышно, что это идет от сердца. Плачет не гитара, не флейта. Плачет сама музыка, сама душа автора рвется на части и каким-то чудом соединяется вновь. Настолько нереальное ощущение оставляет после себя песня, что становится невыносимо грустно.
"Здесь живут дома-колодцы". Возврат к однажды подсказанному стилю свинга. Надо сказать, что первый навязанный опыт свинговой вещи воспринимался в прошлом году негативно самими музыкантами. Но теперь чувствуется, что свинг им по нраву. Тем более свинг с блюзовым оттенком. Кое-где слышны явные отсылки к Мит Лофу и Клэптону. И как положено хорошему блюзу -- "до синевы грустно". Для создания дополнительной атмосферы Леня Кирнос взял в руки щетки вместо палочек. Необычно включение губной гармоники.
"Цветок ненастья". Романсово-проникновенная гитара. Вокализ под простой дольный аккомпанемент клавиш. Обычно-отстраненный голос. И убийственная лирика! Квинтессенция грусти. Песнь потерянной, потерявшей, потерявшейся души. Так грустно и беспросветно, что становится страшно. Не бывает на этой земле такой глубины чувств, такой беспросветной грусти, такой глубины потери. Клавиши звучат уже эпитафией Воронину. Выверенные слова одно за другим разбивают сердце и не дают закрыться ране.
"Приоткроется дверь". Инструментальная композиция, в которой была задействована с ранних времен известная психо-аккустическая модель. Причем применена виртуозно. В сочетании с мастерским владением инструментами получается такой реквием, которого не постыдился бы Моцарт. Похоронно звенящие клавиши, пронзительные колокола, синтезированные шумы потустороннего плана служат фоном для плавной, но в то же время пронзительнейшей партии виолончели и скрипки. Они не просто плачут, они хоронят, скорбят. Реквием такой силы в отведенные ему две с небольшим минуты заставляет буквально разорваться сердце слушателя.

В итоге получился особенный альбом. Альбом цельный. Где ничего нельзя выделить или принизить. Альбом тяжелый, пропитанный грустью и скорьбью, местами страхом. Но все-таки, я надеюсь, светлый, многогранный. Альбом-память Сергею Воронину. Альбом-напоминание всем нам о коротком отрезке времени, называемом "жизнь".

музыка, люди

Previous post Next post
Up