Из Москвы старт был дан примерно в час ночи, уже к утру мы были в Питере, а в 12-40 прибыли на пограничный КПП "Брусничное". Надо отметить, что примерно за 10-20 км до него, пока едешь мимо извилистых берегов Сайменского канала, попадаешь словно в другую страну: дороги из грязных превращаются в снежно-белые, дырки в них пропадают, а знаки удивительным образом из российских превращаются в маленькие аккуратные европейские. Как же так, мы же все еще на территории РФ? На бензоколонке перед самой границей продавщица мне все объяснила: дело в том, что эта территория хоть и является российской по принадлежности, но была дана в аренду финской стороне на срок 50 лет. Так вот с тех пор тут красота и благодать.
Кормим синиц с рук на российском КПП. Они, оказываются, могут быть наглыми и дерзкими.
Быстро проходим границу (около получаса, перед нами машин 10). Налево - Лааперанта, куда валит основной поток машин с регионами 78 и 47, а нам направо: мы держим путь в Йоэнсуу - один из городов финской Карелии, где наметили свою первую ночевку.
Что интересно, в Финляндии действуют два уровня ограничения скорости, различаются они на 20 км/ч. Например, на обычной загородной дороге летом разрешенка 100 км/ч,а зимой - 80. Жаль, что для необъятной России такая система не подойдет, хотя смысл в ней есть.
В 19 часов по Московскому времени добираемся до отеля в Йоэнсуу и тут же валимся спать - усталость дает о себе знать. На утро встаем и идем смотреть город и завтракать. Первое, что бросается в глаза - огромное количество велосипедистов, а также парковок для велосипедов. Я уже привык, что в европе велосипед - явление обычное, но тут и в мороз и в снег многие на двух колесах. Похвально! Сам город небольшой, но как и все финское чистый и аккуратный. Тротуары чистят от свежего снега, но не до асфальта - идешь по плотному снегу, который тут заботливо и равномерно посыпают гранитной крошкой. Очень много финнов увлекаются азартными играми. И в Йоэнсуу, и позже по всей Финляндии мы замечали огромное количество игровых автоматов, и ни разу место около них не пустовало.
Очень интересно устроены квартирные 2х-этажные дома. Перед ними часто стоят аккуратные гаражи-навесы без ворот, чтобы укрывать машину от осадков, а также везде выведены электрические шнуры с вилками - они подключаются к припаркованной машине и питают электроподогрев моторного масла, что очень распространено в Финляндии.
Розетка в экспортных Жигулях для подогрева масла
Собираемся и двигаемся дальше на север к нашей следующей остановке - горе Коли. Равнинный пейзаж возле нее мгновенно перетекает почти в горный серпантин и мы оказываемся на парковке перед отелем, стоящим на вершине горы. Вокруг сказочной красоты ели, сплошь облепленные снегом. Устраиваем себе прогулку, делаем фотографии с вершины горы, хотя погода для этого не самая удачная - туман и снегопад не позволяют увидеть всю карельскую красоту, раскинувшуюся внизу.
Делаем пару прощальных снимков на фоне всей этой красоты и выдвигаемся дальше.
Если до Йоэнсуу под колесами в основном был асфальт, то дальше на север плотность машин резко сокращается и под колесами оказывается укатанный снег и лед - наши верные спутники на протяжении следующих двух с половиной тысяч километров. Все, что дальше и до самой границы с Норвегией - равнины, невысокие холмы и елки, елки, елки. Ну и чистейший белый снег, куда ж без него. Забавны дорожные знаки, стоящие по краям дороги. В подавляющем большинстве случаев они были залеплены толстым слоем снега, так что разобрать их содержание никак не представляется возможным.
Пока широты не очень северные, ели постоянно разбавлены березами. Чуть дальше на север - и там безраздельное царство хвойных.
"Полярный экспресс" из трех вагонов поднимает в воздух тонны снега
Такие снегоуборщики в Финляндии повсюду. Обозначенные габаритными мигающими лампами, они несутся на скорости около 100 км/ч вплотную к правому снежному брустверу, выбрасывая с дороги лишний снег и ровняя ее. Каждый раз мы не уставали удивляться оперативности работы дорожных и коммунальных служб.
Машина дорожной службы очищает указатель от снега специальным составом.
Солнце почти спряталость за горизонт
Следующая остановку планируем в Рованиеми - столице финской Лапландии. Добираемся туда уже к 9 вечера по финскому времени. Кушаем в пиццерии, катаемся по ночному городу, пьем вкусное финское пиво и ложимся спать.
Рованиеми славен самым северным в мире Макдональдсом - стоит он почти на полярном кругу.
Утром решаем посетить резиденцию финского деда мороза, благо до нее 10 км, да и те нам по пути. Приезжаем туда в 9 утра и с удивлением обнаруживаем, что работает комплекс только с 10. Делать нечего: расчехляем фотоаппараты и гуляем по территории. Надо сказать, что финская резиденция по сравнению с нашей в Великом Устюге, где нам довелось побывать ровно год назад - небо и земля.
Почта финского дедушки
Резиденция деда
Показываю, куда мы едем. До Нордкаппа, если верить знаку, по прямой 680 км.
Тут же, в лесу, находим живность.
Первый северный олень, встретивший нас в Финляндии
Так же, как и знакомый нам шпицбергенский северный олень, эти товарищи смешно выпячивают глаза, когда подходишь к ним близко
Экземпляр с огромными рогами бродил за забором.
Дождавшись открытия комплекса, сфотографировались на память с дедушкой, закупились сувенирами и двинулись дальше.
Тут, в центральной и северной Финляндии, уже почти все машины оснащены дополнительным дальним светом. Настоящие световые пушки. Встречных машин очень мало, темень постоянно - такой свет не только удобен в использовании, но и просто необходим ввиду большого количества оленей и лосей.
В тот день мы рассчитывали заночевать в приграничном норвежском городе Карасьйок, куда должны были добраться к вечеру. Но этому не суждено было случиться, а вот почему - ответ будет в следующей части отчета!
Следующая часть
(Рованиеми - Нордкапп - Кеми) тут.