Резервное копирование для фотографа

Aug 08, 2017 19:07



Необходимость резервного копирования очевидна многим и тем временем каждый понимает «бэкап» по своему. Бэкап от английского «Backup» - резервное копирование.

Согласитесь, обидно потерять свой фото архив который вы собирали долгие годы. Как вы храните свои «фоточки»? На компьютере? А если жесткий диск сломается ? И что если я скажу что «бэкап» начинается не дома, а непосредственно в сам момент съёмки ? Как создавать и синхронизировать резервные копии ? Какие бывают риски и как их минимизировать ?
Предлагаю детально разобраться в вопросах организации резервного копирование, вскрыть некоторые подводные камни и озвучить некоторые рекомендации, которые помогут сохранить сделанные фотоснимки на получение которых иногда затрачиваются значительные ресурсы.


Начнем с перечисления основных видов рисков порчи и утраты данных от которых призвано спасти своевременное резервное копирование.
1. Аппаратный сбой - к примеру, поломка HDD
2. Программный сбой - ошибки в работе программ, вирусы и тп.
3. Утрата носителя информации
4. Порча или утрата данных связанная с ошибочными действиями пользователя

От аппаратного сбоя и утраты носителя может спасти только наличие второго независимого носителя информации с полной копией данных. А вот от программного сбоя связанного с ошибками в работе ПО или ошибок пользователя иногда может спасти даже резервная копия в рамках одного и того же носителя информации.
Есть несколько этапов хранения фотографий, каждый из которых имеет свои особенности которые я постараюсь озвучить. И так что же это за этапы:
1. Фотосъёмка - когда все фотоснимки хранятся в фотокамере.
2. Транспортировка снимков от места фотосъёмки до места хранения
3. Постпродашен - это целый ряд мероприятий таких как сортировка, постобработка, каталогизация и т.д.
4. Архивирование - хранение данных



А теперь разберем каждый пункт детально. Начнем с фотосъемки.
Сразу же после того как снимок получен встает вопрос о его резервном копировании. Для решения этой задачи фотокамера может оснащаться двумя слотами для карт памяти запись в которые может производится одновременно, таким образом вторая карта памяти содержит точную копию первой. Это значительно уменьшает риск потери данных в случае выхода из строя одной из карт памяти или ошибок в работе самой фотокамеры.



В большинстве случаев представленные на рынке фотокамерами с двумя слотами для карт памяти имеют второй слот отличного стандарта от стандарта первого. Допустим CF и SD и для работы в режиме «зеркала» фотографу необходимо иметь набор карт разного формата это вызывает некоторые неудобства. Однако есть и другие неудобства. В большинстве случаев SD слот оказывается очень медленным и даже использование быстрых SD карт не спасает тк основным тормозящим фактором является не скорость карты памяти а сам слот для карт памяти. Мне трудно понять почему даже в топовых моделях производители ставят медленный SD слот но факт есть факт. Для неспешной фотосъемки это не имеет значения, но для репортажников это может стать настоящей проблемой.

У тех кто снимает в RAW может возникнуть идея компромисса, использовать RAW для записи на CF, а для записи на SD использовать формат jpg и тем самым уменьшить размер передаваемых на SD карту данных. Однако вычислительные ресурсы даже топовых фотокамер ограничены и снижений скорости работы будет уже не только в скорости работы SD но и в затратах вычислительных ресурсов на «проявку» в jpg из полученного RAW.

Но что делать если в вашей камере только один слот для карт памяти. В этом случае, понятное дело, нет возможности резервного копирования по «горячим следам». Однако есть возможность минимизировать риски путем использования карт памяти меньшего объема и\или более частой сены карты памяти не дожидаясь полного заполнения. Может оказаться удобным разделять фотосъёмку на тематические этапы и каждый этап снимать на отдельную флэшку. Более частую смену карт памяти я рекомендую использовать даже если ваша камера имеет два слота памяти это будет дополнительным фактором снижения риска.

Так же если в камере только один слот более остро встает вопрос выбора самих карт памяти. Выбор карт памяти это поле где "ломаются копья". Всегда хочется подешевле и трудно понять зачем платить больше при казалось бы одинаковых характеристиках скорости и объёма. Для повышения надежности продукции производитель должен более тщательно тестировать чипы и разумеется процент отбраковки будет больше все это приводит к большим затратам на производство и как следствие более высокой розничной цене. И тут уже каждый сам решает готов ли он пойти на увеличения риска потери данных ради экономии. Чем более сложными и тяжелыми будут условия эксплуатации карт памяти тем выше будет разница рисков между более дешевыми и более дорогими производителями. Технологическими лидерами в области производства карт памяти являются Lexar и SanDisk эти же производители традиционно считаются самые надежными, но их продукция как правило дороже конкурентов.

Транспортировка
Речь пойдет в первую очередь о фотосьемках в путешествиях. Самый обычный случай, когда днем провели фотосъемку вечером пришли в отель скинули данных на внешний жесткий диск, форматнули флэшки и пошли снимать на следующий день дальше. Так поступает подавляющие большинство. А как же бэкап ? Именно в путешествии велик риск повредить носитель информации особенно когда речь касается классических «магнитных» жестких дисков. Поэтому крайне важно иметь два диска, каждый из которых хранит всю фотосьёмку. В идеале хранить жесткие диски надо в разных местах, допустим, один носитель информации вы носите в фоторюкзаке а второй храните гдето в отеле. Разумеется, двойное копирование с флэшки может потребовать дополнительного времени и это надо учитывать в планировании своего распорядка дня который обычно в путешествиях бывает очень насыщенным. Минимизировать время копирования может использования трех независимых USB портов, но увы не каждый лэптоп может похвастаться наличием трех портов USB.
Частой ошибкой бывает использования опции «перенос» когда переносимый файл удаляется после завершения копирования. Это может стать причиной потери данных в результате различных сбоев в работе. Поэтому настоятельно рекомендую не «переносить» а «копировать» и удалять данные с карты памяти только после того как убедились в успехе копирования.



Постпродакшен и Архивирование
Для хранения (архивирования) данных можно использовать различные носители такие как жесткий диск рабочего компьютера, внешний жесткий диск, домашний сервер NAS, удаленное (облачное) хранение на различных файловых сервисах, различные оптические диски (CD\DVD и тп)
Не зависимо от выбранного места и способа хранения архива необходимо позаботиться о своевременном создании и обновлении резервных копий (бэкапа)
Важное замечание: Бэкап подразумевает наличие информации минимум на двух не зависимых носителей информации именно поэтому RAID не являются средством бэкапа. RAID даже если это «зеркальный» на десяти дисках все равно нужно расценивать как единый носитель информации пусть и с повышенной надежностью, таким образом, данные хранимые в RAID тоже нуждаются в бэкапе. Средства RAID служат в первую очередь для уменьшения рисков потери результатов постпродакшена в режиме «онлайн» до момента создания очередной резервной копии.

В самом простом случае архивирование (хранение) данных происходит на внутреннем диске вашего рабочего компьютера. Со временем размер архива может значительно превысить встроенные объемы ресурсов и необходимо будет решить куда выгружать данные.



Так называемые «облачные» сервисы хранения данных удобны в процессе постпродакшена для взаимодействия с другими участниками проекта и клиентами. Однако использование таких сервисов в качестве основного способа хранения архива связано с большими рисками потери данных. Условия использования облачных сервисов могут быть в любой момент изменены и существует большая вероятность потери доступа к учетной записи.



В случае необходимости постоянного прямого оперативного доступа большому объёму информации могут оказаться не заменимы домашние устройства NAS. Однако устройства NAS как правило дорогостоящие и жесткие диски установленные в NAS постоянно расходуют свой ресурс в результате диски требуют более частой замены и в идеале необходимо создания RAID для повышения отказоустойчивости, а это требуют дополнительных ощутимых финансовых затрат.

Постоянный оперативный доступ к данным как правило необходим только на этапе постпродакшена когда идет активная работа с исходниками. По завершение этапа постпродакшена необходимость в постоянно оперативном доступе к исходникам отпадает это позволяет сократить расходы на содержания архива используя вместо дорогостоящих NAS обычные внешние жесткие диски. При этом нет необходимости использовать диски в специальных корпусах для внешнего использования - так называемые внешние жесткие диски, а можно использовать более дешевые «обычные» диски предназначенные для установки в компьютер. Наличие всевозможных устройств сопряжения позволяет без проблем использовать «внутренние» диски в качестве внешних.

Постоянный оперативный доступ к архиву влечет риски случайного удаления или порчи данных, поэтому подключать архив следует только на время непосредственной работы с архивом и в остальное время хранить архив без подключения. Таки образом более предпочтительным является хранение архива на внешних носителях.

Синхронизация двух разных физических носителей занимает много времени поэтому она производится значительно реже чем происходят порой ощутимые изменения в данных. Когда нет возможности ежедневно синхронизировать архив и бэкап можно часто изменяемые критические данные такие как каталог Лайтрум оперативно резервировать в рамках одного носителя. Это уменьшит риск потери данных от программных сбоев до момента очередной синхронизации бэкапа и архива.

Так же хочу порекомендовать хранить несколько версий часто изменяемых критичных данных таких как каталог лайтрума. Наличие нескольких версий позволяет сделать откат если в процессе работы была допущена ошибка.



Для снижения затрат времени и упрощения синхронизации архива и бэкапа существует множество программных и аппаратных решений. На данный в момент в своей работе я использую FreeFileSync. Программа бесплатная, русифицированная, доступны версии под все основные операционные системы, а так же исходные коды. Обладает интуитивно понятным интерфейсом а если возникли трудности на офсайте программы доступны обучающие видео.

Резюме
Старайтесь использовать фотокамеры с двумя слотами памяти и храните на карте памяти меньший объем съёмки, к примеру, лучше по 8Гб на 8-ми картах, чем все 64Гб на одной карте. Даже в путешествии помните о необходимости бэкапа. Храните архив и бэкап без постоянного подключения к компьютеру. Используйте облачные сервисы только для вспомогательных задач. Решение задач резервного копирования всегда сопряжено с затратами времени и дополнительными финансовыми расходами.

Буду рад любым вашим замечаниям, вопросам и дополнениям. Так же интересно узнать как вы решаете вопрос бэкапа или может полагаетесь на «русское авось» ?:)

(c) alexbabashov








Ставьте лайки, пишите коменты и давайте дружить журналами !:)


tips

Previous post Next post
Up