Итак :
С 1 января 2010 года вступили в действие положения постановления правительства Санкт-Петербурга от 26 ноября 2009 года № 1379, которые вносят изменения в Методику определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга.
Изменения в законодательство, в первую очередь, приближают размер арендной ставки к так называемому рыночному уровню и вводят различия в величине
определения арендной базовой ставки для разных территорий в зависимости от их местоположения и категории земельных участков, что даст существенное увеличение размеров ежегодной арендной платы для пользователя, поэтому дешевле станет выплачивать налог на землю в собственности, чем платить аренду в бюджет города.
Арендаторы земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности должны решить: арендовать землю и дальше или приватизировать ; что выгоднее в свете новых законодательных актов и сколько это может стоить в случае выкупа земли и наличия недвижимости на правах собственности?
Земля под зданиями и сооружениями, а также некоторые категории земель в соответствии с городским законодательством СПб имеют более выгодные условия выкупа: - по неполной стоимости.
В конце прошлого года ( 2009 ) Законодательное собрание Санкт-Петербурга приняло в третьем чтении (в целом) проект закона Санкт-Петербурга
«Об установлении цены земельных участков в Санкт-Петербурге», в соответствии с которым цена земельных участков будет установлена в следующих размерах:
В размере кадастровой стоимости земельных участков при продаже земельных участков в составе земель сельскохозяйственного использования собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений.
Пять ( 5 ) процентов кадастровой стоимости земельных участков при продаже земельных участков гражданам, являющимся собственниками расположенных на них индивидуальных жилых, дачных и садовых домов.
3. Тринадцать с половиной процентов (13,5 ) процентов кадастровой стоимости земельных участков при продаже земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений, возведенных на земельных участках:
- предоставленных для осуществления инвестиционной деятельности в соответствии с законами Санкт-Петербурга, устанавливающими порядок и условия предоставления объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или государственная собственность на которые не разграничена, для целей осуществления инвестиционной деятельности;
- используемых в целях размещения промышленных объектов при условии, что под указанные цели фактически используется не менее 70 процентов площади земельных участков.
4. Двадцать ( 20 ) процентов кадастровой стоимости земельных участков при продаже земельных участков иным собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений.
Ранее применяемая методика расчета арендной платы учитывала площадь земельного участка и категорию земли, при этом цена аренды указывалась в условных единицах и была привязана к курсу евро.
По новой методике основным критерием, определяющим размер арендной платы, становится привязка к инфраструктурным объектам и коэффициенту места нахождения участка, что негативно отразится на арендаторах земельных участков, расположенных в районах с развитой инфраструктурой.
Размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга, за исключением особых случаев, определяется сегодня по методике, изложенной в постановлении правительства Санкт-Петербурга от 26 ноября 2009 года № 1379.
Постановление в очередной раз подкорректировало методику в сторону увеличения арендной платы с помощью коэффициента местоположения и некоторых нововведений.
Это соответствует задачам городского правительства в намерении привести арендные ставки в соответствие с реальными рыночными условиями, а также увеличить денежные поступления в городской бюджет.
В методику введено новое понятие - базовая ставка арендной платы, которая определяется исходя из принципа наиболее эффективного использования земельного участка.
Город поделен на 19 градостроительных зон ценности территории, и для каждой установлена своя величина этой базовой ставки.
Предполагается, что новая методика пополнит городской бюджет примерно на треть.
В результате, как предполагают власти, положение собственника участка должно стать более выгодным, чем положение арендатора.
Логика здесь такова: арендная плата должна быть выше земельного налога, за исключением социально значимых категорий арендаторов.
Арендные ставки будут постепенно увеличиваться каждый квартал.
На территории Санкт-Петербурга органом, уполномоченным на принятие решений о приватизации земельных участков, является Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга.
Кадастровая оценка земель осуществляется территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, и находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
К проведению оценки могут быть привлечены лица, имеющие лицензию на осуществление оценочной деятельности.
Земельный налог привязан к кадастровой стоимости земли.
На сегодняшний день кадастровая стоимость редко соответствует рыночной цене, но при этом именно кадастровая стоимость является основным ориентиром при определении стоимости выкупа земли.
Цена выкупа земельного участка в Санкт-Петербурге осталась примерно на том же уровне, что и в прошлом году , 2009 году.
10 февраля 2010 года Законодательным собранием Санкт-Петербурга (с учетом поправок губернатора) принята новая редакция закона «Об установлении цены земельных участков в Санкт-Петербурге».
Согласно этому документу, собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных:
на землях сельскохозяйственного использования, участки будут продаваться по 19,5 процентов кадастровой стоимости;
За 1,26 процента от кадастра участки будут продаваться дачникам и садоводам;
В 15 процентов от кадастровой стоимости обойдется земля собственникам зданий, строений, сооружений, возведенных на их земельных участках, при условии, если участок был предоставлен для инвестиционной деятельности или используется для размещения промышленных объектов, и при условии, что под эти цели фактически используется не менее 70 процентов площади участка;
Всем остальным государственная земля обойдется в 20 процентов от кадастровой стоимости.
Наличие земли в собственности является определенным преимуществом, однако следует учесть, что у государства и муниципальных образований все же имеются возможности изымать земельные участки у собственников с последующей не совсем
понятной по размеру компенсацией (статья 49 ЗК РФ) либо конфисковать и реквизировать (статьи 50, 51 ЗК РФ).
Способов стопроцентной гарантии от подобного рода экономических потрясений для собственника сегодня ( пока ) не существует.
При наличии объекта недвижимости, принадлежащего арендатору земельного участка на праве собственности, процедура выкупа земельного участка упрощается в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса РФ и исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений при признании оных капитальными строениями.
Вся процедура в таком случае сводится к подаче заявки о приватизации земельного участка в КУГИ с приложением документов по перечню определяемому КУГИ СПб.
Законодательный регламент владения, пользования и распоряжения земельным участком не изменялись уже в течение длительного времени.
За последние годы на федеральном и городском уровнях были приняты лишь поправки по регулированию процедур предоставления земельных участков для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, а также на право изъятия неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения и условий получения временной аренды.
По материалам
anton21 http://anton21.livejournal.com/profile