Apr 16, 2014 20:32
1. Советский монументализм возродился в 30 годы прошлого столетия. Дворец Советов, должен был, по задумкам Сталина, бросится в нос буржуям. Своей высотой, своей отделкой - всем, всем!
А, дореволюционное богатство, в этой ипостаси, к 30 годам успели порасстрелять или отправить в мантульные места. Горстка выживших живописцев и скульпторов пристегнули к ленинской монументальной пропаганде ,дабы прославить борцов с царизмом. Гипсовые скороделки потекли и облезли через пару лет. Снесли втихую, но стало понятно, что государству победившего хама, необходимо раздувать щеки и в этой, неожиданной сфере, так как все остальное, танки и самолеты , приходилось прятать. В это же время, пошли строить подземные бункеры под транспарантом - МЕТРО. И его отделка потребовала монументалистов, потому как, серенькая линия Парк культуры - Сокольники, никак не отвечала вкусам разжиревшего купчины, лавочка которого раздулась на половину ойкумены! И приняв проект Дворца Советов, тот час последовало создание Комбинатов. Текстиль, Дерево, Скульптура, Графика и Живопись. Не могли и без Монументализма, как самого долгоиграющего искусства. Все знают громкие имена, прогремевшие в те времена: Дайнека, Корин, Мухина, Грабарь! Но это все мозги, а где взять руки? Вспомнили о селянах, зимним заработком которых, были отхожие промыслы. Средь мужиков и подростков нашлись и лепщики, и медники и кузнецы. Жители Палеха бежали от деревенской голодухи, ведь кончилось иконописание, кто в подмастерья к Грабарю, кто к палешанину Корину, в монументализм. Брат Павла Корина, « ложил мазаику» до серьезной старости. Хаммеровский центр, потрясающая мозаика Бориса Тальберга - его рук дело. Лепщик Алексей Бучкин с удовольствием рассказывал о работе с Мухиной. Многих стариков из тех начал, я застал в Комбинате и успел послушать и поучиться. Дивился наработкам и узостью мышления во всех аспектах, выходящим за их опыт - признавался только опыт, что «от века». Меня, тридцатилетнего дитятку прогресса, это очень поражало. Художники более чуткие к временным тенденциям, уходили от рельефа, сграффито и мозаики, а заинтересовались пространственными композициями. И тут простор для техник…! По Жванецкому - Сам придумал, сам делай и тебя же накажут если что не так. Поздновато, я услышал этот афоризм - уже втянулся!
2. Весна 80 года. Потолок из сетки 20х20. Морское дно на потолке из громадных и мелких объемов со сложнейшими формами. Автор Николаев В.Н. На вопрос, как крепить сетку к каркасам, получил ответ - привязать! Тоску, испытанную в тот момент, я помню по сию пору… пара миллионов вязок, так это ж - годы! Худсовет этих параметров не учитывает, зато облают за лохматое чудовище, что получится от хвостиков вязок. Выход прост - контактная сварка. Клещи, только не влезут под полотно сетки. Видимо в тоске рождаются дикие идеи - ручная сварка. Благо свариваемые диаметры очень разные 1мм. проволоки к 8мм. каркаса. Рискнули! Втащили сварочный аппарат на 1000 ампер на второй этаж. Придумал «пистолет» со сменными наконечниками от заводских «контактеров» и пусковой кнопкой… Получилось!!! В конце августа, работу сдали! За 3 месяца!! Эквивалент денежный, тоже оказался солидным. Зимой, работа получила приз - как лучшая работа года!
Вот так заманивает лень, в данном случае, скорей не любовь к потогонной работе. С той поры, я стал не жалеть денег и трудов на технологии. На иные работы приходилось делать до семи «приспособ». Принцип простой, коли надо сделать тысячу деталей или операций, то проще придумать мини станок, собрать его за неделю, зато за день получить те детали , да еще и одинаковые - как китайцы!
3. Знания в области электроники то же нашли применение. После катастрофической работы в Красноярске - зимой лепили рельеф на фасаде! Отдышался! Взялся за работу из органического стекла. Нижневартовск. Художник Лев Тюленев. В той работе, всё было необычно для Комбината. Сама задача - северное сияние, никогда не ставилась перед монументалистами Удручать читателя электронными проблемами - не буду. Блок управления на25кв. уместился в размер 500х200х400. Он позволял полотну полупрозрачного рельефа «дышать» плавно переливающимися цветами, а центральные элементы, в ритме с оркестром, пульсировали не навязчиво. То, что это разовый пассаж, у меня сомнения не вызывало. Но, удовольствие - получил!
И опять скучнейшая задача! Бетонные стелы для пионерлагеря, а на их фасадах, обратным рельефом, заклинания для юных пионеров. Помните тетрадки с НИМИ не задней стороне обложки? «Усенки»- так у лепщиков называются ровные углы. Так там их с километр, а с каждым сантиметром возни! Зубная боль! Да, еще автор молодой и ему работу осметили, как молодому… по мизеру! Рука сама в потылицу лезет, выскребать решение. И наскребла, такое простое решение…! Резать из плотного пенопласта на горячей струне, весь текст и наклеить на стелу. Затем набросать раствора до выравнивания с плоскостью букв и затереть. А через день пройти с горелкой по тексту. От жара пенопласт съежится и станет возможным его выковырять, не порушив «усенок». До исполнения дело не дошло, меня вызвали в Красноярск на горящий объект, но при встрече с автором, был благодарностью облит. Сработало!!!
4. Тем, кто знаком с техникой горячей эмали в глаз лезет примитивность самой перегородки. Скудность приемов в этой технике очевидна. Можно эту скудность разогнать двумя путями… Либо наварить перегородку электросваркой, или нарастить гальваникой. Гальваника мне показалась перспективнее. Плакетку из 3мм. меди, залил черным лаком. По-сухому, продрал рисунок, но в художественной манере. Опустил в ванну гальваники. Через день, перегородка выросла на пару миллиметров. Заодно вырастил и по периметру перегородку. Чем избавился от прожогов эмали на краях, этого вечного бича эмальеров. Гальваника даёт при большом токе очень неравномерный нарост, имитирующий кору дерева. Зная это, дерево я и сделал. Смыв лак , осталось заполнить пазухи эмалью и запечь. У эмальеров подобной техники, я не встречал. Жаль, что в те времена, народу было, не до искусства и продолжения техника не имела. Плакетка, сейчас в моём выставочном фонде. Да и зуд технологический перекинулся на новый призыв - стекло. Хотя, весьма родственные техники, но только с первого взгляда. Стекло в печи, что может быть капризней?
5. В стекле у меня множество ноу- хао. Некоторые сошли с подиума, по причине великой сложности, но есть и такие, что по сию пору популярны. Развитие всегда ступенчато. Пойдем по ним, они как цепочки соединены. Звено к звену.
Рассматривая радиолампу, замечаешь, что ножки пронзают стекло, значит, спекаются стекло и метал. Значит, если оконку положить на оконку, а меж них металлический рисунок, то он запечется? После перебора металлов, оказалась лучше всего медь спекается. Рисунок внутри стекла хорошо, но - скучно. А если крошки цветной внутри рисунка насыпать? Так родилось трехслойное стекло. Через время попался заказ. Метр по площади, перегородка с витражом . Кто помнит 90 годы и ситуацию с витражами, тот знает, что витражи в том виде, который они имели в Совке, никому и на дух были не нужны. Уродцы из Чернятинского стекла, светофорных цветов в кошмарном алюминиевом профиле. Понятно, что он мог быть, только клёпаным, ходящий ходуном во всех плоскостях. По- моему, только Вася Ган, имел машину для производства свинцового профиля и на этой базе имел хороший заработок. Но и его съела неразбериха ельцинской поры. Бельгийский витражист, пригласил его на работу. Но, по дороге в Бельгию, поляк, выскочивший на встречку, превратил всю компанию в фарш. Знал бы Вася, что ждало его в Бельгии - копеечная переборка церковных витражей, наверно не поехал! Жаль парня. В сегодняшнем витражном пространстве, он был бы достойным конкурентом. Отвлеклись от стекла. На ловца бежит… Вскоре попался заказ метровой площади. Это был первый витраж из трехслойного стекла. Удача! Омрачала свинцовая, жутко дрожащая протяжка. Омерзение от работы с ней, привело меня к латунному профилю. Правда, гораздо позже. А пока, я намолов крошки, упоенно экспериментировал с цветной гранулой и температурой. Есть понятие, коэффициент теплового расширения. Стоило насыпать в трехслойное стекло, побольше крошки, для плотности цвета, его рвало в печи. Как обойти этот КТР? И нашел! КТР работает только при расплаве разнородных стекол. А если насыпать гранулу на подложку и довести температуру до размягчения подложки, то происходит удивительное явление, гранула влипает в подложку и КТР работает на крошечный спёк и не приводит к разрыву. В больших масштабах эту технику применить не удалось, но в образцах она есть. Зато, эту идею довел до производства - TGК. Их глава, будучи моим гостем, увидал и расспросил об этой технике. Стал потом продавать листы «бархатного» стекла. И гранулу стали продавать. На здоровье!! На тебе убоже, что нам негоже! Потом в Россию, повезли стекло из неметчины и американщины. И начался бум витража. Ренессанс! Бабье лето Тиффани!
6. Хотя, находки в моллировании на сайте и в экспозиции выставки остались.
Вот, только профиль не повезли. Свинца, к тому времени было полно, а запростецкий швелерок, был никому не нужен. В двери, наши умельцы, без всякой протяжки, «вструмляли» свои поделки. Бум, начался с дверей. Для двери не нужно ниши специальной, она есть. Лишь потом стали придумывать ниши и дырки в потолках под витражный потолок. А пока, обходились по-сермяжному. Все понимали, что это низкий класс. Пылевые карманы скоро набиваются грязью, которую оттуда не изъять. Эйфория обогащения, самая дурная советчица. А самое надежное- через тернии…. В моём случае, через профиль!
Вспомнить страшно! Два года головоломок. Год, склонившись над фильерой, из которой вылезает, все что угодно, только не промежуточный профиль. Полное непонимание… сквозь него и доходишь до сути. Потом уже проще. Сделав десяток фильер, решили, что это финиш. Через полгода, изготовили десять новых профилей. Все наши задачи воплощены? Не знали тогда, что только на 73 фильере остановимся. На этот раз подсуетились американцы. Мои профили подогнали под свои технологии и погнали…! Не думаю, что б это сильно их обогатило. Взгляните на сайты иностранных витражистов. Витражи только в окна и двери входные, да дешевые, придешовые. Из кафедральки! Профиль им не нужен! В их ментальность не попадают ни витражи в нишах, ни в перегородках, ни потолочные. Хлопотно, все это - толи дело, кисточкой мазюкать. То, что у нас может выпускник худ. школы - для них высокое искусство. Общение с коллегами, приносит всяческую информацию… Приходят и дамочки с английскими дипломами по стекольной части! - Ой, как интересно! А чему же там учат? В Англии?
- Продаваться!!! В зобу дыханье, аж, перехватило…. Но, я отвлекся…
Создав протяжку, приходится думать, как изогнуть её по картону. Скучно из саженых палок витражи создавать! Надо гнуть. Руками, пожалуй, только двухметровый радиус выгнешь. Опять поиски. Стали думать над гибочной машинкой. Что тут нового! Все описано! Только как согнуть в две разных стороны, или спираль? Никому такие задачи в голову не приходят - только художникам! Думаю, что таким задачам, не будет конца! Как глупо делать витражи безадресные, так же наивно предполагать, что следующий заказчик удовлетворится чем- то найденным! Нет, надо всех переплюнуть. И мы тому рады! Потому, что готовы к следующей заморочке!
7. И точно, пришла идея монтировать витражи в ковку.
Уж очень вяло смотрятся ряды решеток на балконе хорошего дома. Повторение рисунка в решетке - данность! Но ведь, ту данность можно расцветить, и глаз побежит искать различия… Теперь это стало общим местом, но когда я обзванивал кузнецов, то надо мной, просто издевались. Откуда я свалился….? Подозревали в побирушничестве… и прочее. Смешно вспомнить! Ведь человек убог, именно из-за узости взглядов. До той поры, пока на сайте не увидали наших двух птичек двухметрового роста, расцвеченных витражом. Вот тогда, это стало общим местом, хотя витраж на силиконе (у них), несоизмерим по надежности с нашими технологиями. А ведь мы их совершенствуем! Каждый день, встают новые задачи, теперь потолки и купала, волнуют сознание наших клиентов. И желательно, не в крашеном железе, с засветками по периметру, а в латуни, но тут мы эти проблемы с засветкой предусмотрели! А размеры растут…! И тут без стали не обойтись, но как быть с латунью? Задача, так Задача! Особенно, когда купол выходит на второй этаж виллы. Обозреваем вкруговую! Тут вантами не обойдешься! Но и она решаема! Путем двухслойного каркаса. На несущий стальной, при помощи клямер, навешивается латунный слой. Вот и всё, так просто, когда тебе рассказали? Зато у куполов не стало предела, и без расширения профиля. И это очень важно, плохо смотрится витраж, порезанный чудовищными деревянными переплётами. Еще противнее наблюдать «дискрет», на овале купола!!! Согнуть профиль - сверхзадача, для среднестатистического витражиста и дизайнёра!! Вот вам и ТЕХНОЛОГИЯ! Вот вам «КРАСОТА» без неё!
Тут и ответ на вопрос - Что вы там делаете, в своей мастерской? Не полный ответ, правда…. Есть и другие аспекты. Разве не художественная задача, поднимать престиж всего направления? И тут все технологические изыски, будут лишь побочными эффектами, если нет ДОМИНАНТЫ. И доминирует тут - искусство! Уж если, витраж аппликативное, по сути своей дело, то А. Тиффани доказал, что живопись не чужда витражу. Коль есть талант, то зачем угнетать людей, витражами из строительного стекла? Живописность витража - стала нашей доминантой!
Этой задача, целиком на плечах Елены. Нет плохих задач - есть скудость фантазии. Простейшие, нисколько не авантажные, задачи можно выполнять с осмыслением и без трафарета! Правда, на это уходят дни работ над эскизами. Недели надзора за исполнением и подбором стекла. И как квинтэссенция - достойная работа, уводящая профессионалов, от забот об утробе, к иным горизонтам. Считать клиента глупо-слепо-немым - верх наивности! А он и есть локомотив, довлеющий над коллегами. Мы, ему не по средствам, или по иным причинам, но в другой мастерской он будет искать и тоже качество и тот же подход к работе и т.д. Медленно, но заметна подвижка в витражной среде. В том числе и - финансовая. Многогранны технологии монументализма!
,