![](http://ic.pics.livejournal.com/alexapopover/52137063/24417/24417_300.jpg)
Это звук музыкальных инструментов имитирует человеческий голос или наоборот? Если верить легенде, то Луи Армстронг впервые явил миру скэт импровизацию, когда во время студийной записи «Heebie Jeebies» случайно уронил листок с текстом и в стремлении избежать фэйла невозмутимо продолжил звучать голосом без слов, да так, как если бы он играл на своей трубе. А вышло недурно.
Оказывается, шалун-Армстронг в своем скэте нередко выдавал откровенно пикантные и даже подчас непристойные пируэты, поэтому многие его перлы не были выпущены в свет из нравственных соображений и навсегда остались в эпохе рассвета джаза где-то между Новым Орлеаном и Нью-Йорком (кстати, кто-нибудь расскажет мне, почему Орлеан Новый, а Йорк - Нью?)
Конечно, Луи Армстронг не был первым, кто стал заменять слова песни звучными слогами, как не был он и первым джазовым музыкантом в целом. Но совершенно очевидно, что это его скэт вокал был записан раньше других.
Пение скэт подразумевает вокализацию слогов и звуков, не имеющую иного информационного смысла, кроме музыкального. Пение текста без содержательного значения, без перевода. Примечательно, что разные вокалисты используют слоги разного характера. Это как разные диалекты языка. Выбор слогов обуславливается каким-то необъяснимым внутренним посылом. Внутренний посыл, тем не менее, наверняка получает импульс от наслушенности. Это (да!) не литературное слово очень часто бывает произнесено в среде музыкантов и обозначает весьма и весьма важный навык.
У каждого исполнителя свой неповторимый стиль. Луи Армстронг, как музыкант, играющий на трубе, имитирует голосом звуки своего инструмента. Другие вокалисты-инструменталисты перенимают характер звучания у тромбона, контрабаса или барабанов.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alexapopover/52137063/24793/24793_300.jpg)
Элла Фитцджеральд выросла на музыке Луи Армстронга и Конни Босуэлл. В сороковые она стала виртуозным скэт импровизатором. Гибкость диапазона ее голоса, его чистота и мягкость были необыкновенны! Ее интерпретация музыки была удивительно точной, легкой и, в то же время, торжественной. Нисколько не искажая авторской мелодической концепции композитора, она украшала песни нестандартными искусными вокальными линиями. Быть может, Элла не обладала такой чувственностью, как Билли Холлидэй или таким острым умом и способностью к осмыслению как Сара Вон, но она буквально расшевелила американское песенное наследие, в скэт импровизации ей не было равных. Она была удивительно изобретательна в импровизировании.
![](http://ic.pics.livejournal.com/alexapopover/52137063/25023/25023_300.jpg)
Лео Уотсон, почему-то, недостаточно популярен в широких кругах. А ведь его вклад в музыку огромен. У него был свой бэнд, где он играл на барабанах и латиноамериканской гитаре. У Лео был богатый диапазон голоса. Он умел безупречно входить и выходить из фальцета, но для необычного эффекта любил делать резкие толчки на стыках. Если Армстронг был склонен пропевать целый припев песни в «инструментальном стиле», то Уотсон делал скэт вставки в ходе всей песни, в любом месте, используя бессмысленные слоги, звуки различных инструментов, фрагменты популярных мелодий.
С лёгкой подачи пионеров скэта, это явление проникло в сердца всех любителей музыки Америки начала и середины ХХ века. Я не мыслю этот мир без скэта и, о хвала небесам (или кто тут главный), что я могу это слышать! Вот что вместе с совсем небольшим набором других составляющих делает мою жизнь красочнее!
______
Изучать феномен скэт импровизации мне помогает Боб Столофф