Постижение музыки через ритм

Oct 27, 2013 19:39


Каждому, кто имеет непосредственное отношение к музыке и занимается развитием своей музыкальности известно, что наивысшее совершенство чувства ритма демонстрируют жители Африки. На устойчивой базе ритма построена вся африканская музыка: здесь звучат ударные, на яркую фактуру которых накладываются песни и танцы. Все сплетается воедино. Песня немыслима без движения, музыка не существует без внутреннего пульса, без ритма.

Здесь нет никакого счета, никаких откровенных «раз, два, три, четыре», ритмические квадраты очень органичны, мелкая пульсация внутри этих квадратов непрерывна, все это вполне естественно. Музыка рождается спонтанно, и не по строго оговоренным кусочкам: «А давайте, у нас сначала будет 4 такта только крупный шаг, потом подключаются така-така-така-така, и еще через четыре такта все выбегают и танцуют ноги-ноги, руки-руки?». С первым «тум» пробуждаются внутренние импульсы, и музыкант сразу попадает в общий грув.  Музыка проходит через пластическое переживание тела. Мы понимаем, что пение вплетено сюда же и тоже происходит внутри общего грува. Нет никакой отдельной, внетелесной вокальной партии.

Эмиль Жак-Далькроз, швейцарский музыкальный педагог, занимался системой творческого образования через ритмическую гимнастику и ритмическое сольфеджио. Он пришел к пониманию того факта, что изучение музыкальной грамматики и вообще развитие музыкальности совершенно не эффективно, если проводить его просто путем интеллектуального осмысления. Его метод основан на идеи движения, на неоспоримой истине слияния человека с музыкой. Человек, проживающий музыку через физическую экспрессию, чувствует ее каждой клеточкой своего тела. Поэтому Жак-Далькроз уделяет особое внимание телесно-ориентированному подходу к изучению музыки, пластической импровизации. Он говорит о том, что начинать музыкальное образование следует с чувств и ощущений, а никак не с выработки техники. Только так можно достичь соединения музыки и движения.

Если рассматривать этот вопрос не через призму получения образования, то такая практика все равно имеет ряд очевидных преимуществ. Постижение ритма телом дает колоссальную разрядку всем мышечным и эмоциональным напряжениям, освобождает нас от любых зажимов, раскрывает такие способности личности, о которых мы и не подозревали. И, соответственно, с обратной стороны, если мы говорим о начальном музыкальном образовании ребенка, такой подход будет единственно верным: ребенок способен воспринимать и оставлять внутри себя только ту информацию, которая была открыта и постигнута им через ощущение удовольствия.
________
Размышлять на эту тему мне помогали труды Т.Э. Тютюнниковой
Картинка взята отсюда

Жак-Далькроз, фольклор, Тютюнникова, педагогика, свобода, Выготский, тело, творчество, Африка, межкультурные различия, музыка, ритм

Previous post Next post
Up