РОО «Охтинская Дуга», Группа ЭРА, объединённых в Коалицию Петербургского действия «Градозащита», на

Oct 11, 2015 23:18

Движением «Живой город» и ВООПИиК организовано проведение так называемых «Градозащитных вечеров», которые представляют собой еженедельные лекции активистов, архитекторов, археологов, реставраторов и экспертов по градозащитной тематике. Представителей таких градозащитных организаций как РОО «Охтинская Дуга», Группа ЭРА, объединённых в Коалицию Петербургского действия «Градозащита», на эти вечера пока не приглашали, как не приглашали и лидеров других градозащитных организаций, инициативных групп или одиночных активистов по конкретным объектам, например, «Аракчеевские казармы», Дёминский сад, «Александрино», Митрофаниевский союз и других.

За время организации «Градозащитных вечеров» с января 2015 г. на них выступили (некоторые по несколько раз): М. С. Штиглиц, А. В. Кобак, А. Д. Ерофеев, Л. Ю. Сапрыкина, П. Е. Сорокин, местами продажный эксперт М. И. Мильчик, С. Б. Гробатенко, С. М. Бабушкин, В. Г. Лисовский, А. Л. Пунин, В. А. Коренцвит, А. А. Кононов, А. Е. Браво, М. Б. Атаянц, С. В. Семенцов, П. Н. Никонов, В. Б. Фабрицкий, О. В. Починков.

В марте 2015 г. состоялся градозащитный съезд и круглый стол «Актуальные проблемы сохранения культурного наследия», куда нас также не пригласили, пришло, однако, предложение, но в последний момент, когда программа была уже сформирована, очевидно, если и дать выступить, то где-нибудь в самом конце какой-нибудь секции.

И наконец, 8 октября с лекцией о «Живом городе» выступила координатор движения, советник Губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко, член Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт-Петербурга (председатель Совета Губернатор Санкт-Петербурга), участник рабочих групп Совета, на которых обсуждаются решения о согласовании КГИОП различных проектов в центре города, кандидат филологических наук Юлия Леонидовна Минутина-Лобанова.

Она поведала собравшимся 15-ти человекам историю создания движения (основателя движения Лизы Истоминой-Никоновой на лекции не было), методах работы, проектах, которые движение реализовывало и вело, о победах и поражениях.

Рассказала о том, как благодаря кинорежиссёру Александру Сокурову в конце 2010 г. её (вместе с другими «готовыми к диалогу» активистами) пригласили в Смольный на встречу с Губернатором Санкт-Петербурга Валентиной Матвиенко (которая прославилась как Герострат Петербурга), где ей предложили стать заместителем председателя КГИОП. Минутина призналась, что этим предложением была поставлена в неловкое положение - если бы она согласилась, то тогда про неё говорили, что она изначально рвалась во власть, если бы отказалась - говорили бы, что «Живой город» может только громко возмущаться, а на конструктивный диалог не готов.

Вместо прямого ответа сразу, Минутина взяла время на размышления по результатам которых сама для себя выяснила, что с тем образованием и без опыта работы чиновником она будет просто не соответствовать новой должности заместителя руководителя Комитета, к которой предъявляются специальные требования. И вместо ответа на предложение Губернатора, был задан встречный вопрос о том, «как Вы себе это представляете, если я не соответствую требованиям для этой должности?» Что, по всей видимости, равнозначно согласию на предложение Губернатора (если соответствовала должности, то сразу бы согласилась?).

В результате история закончилась тем, что Минутину весной 2011 г. сделали общественным помощником Губернатора Матвиенко (теперь Полтавченко), по удостоверению которого, как она призналась, в Смольный её не пропускают без специального приглашения, а также ввели членом в общественный Совет по сохранению культурного наследия при Правительстве. С тех пор, сложилась практика организации рабочих групп при Совете из членов совета, чиновников КГИОП и других лиц для обсуждения градостроительных решений в центре города, связанных со сносом исторических зданий и другими преобразованиями.

Начиная с этого времени «Живой город» прекратил ту активную деятельность по проведению пикетов, флешмобов и других акций; как сама сказала Минутина на лекции, сейчас деятельность движения - это работа членов движения как экспертов.

Журналист Михаил Золотоносов так охарактеризовал тот период (2011-2012 гг.) деятельности «Живого города»: «...Если от ВООПИиКа я ничего и не ждал, ибо этот клуб пикейных жилетов в целом безразличен к судьбе городской исторической архитектуры, а больше озабочен демонстрацией лояльности по отношению к властям и постоянством приглашений в Смольный на бессмысленные заседания, то от «Живого города» еще можно было ожидать какой-то активности. Но, видимо, властям удалось ее либо погасить, либо направить по ложному руслу. С детьми это легко» (журнал «Город 812», № 10 (163), 2012, стр. 25). С той только ошибкой, что к тому времени они были далеко не дети.

Заседания Совета по сохранению культурного наследия, рабочих групп Совета, иные встречи с чиновниками, в том числе, выездные мероприятия, - проводятся регулярно. Во многих из них принимает участие Минутина, в этом её сейчас деятельность, как координатора «Живого города». На этих мероприятиях решается судьба многих исторических зданий и памятников города. Однако эта деятельность никому, кроме очень узкого круга лиц, не известна. Протоколы этих мероприятий и комментарии к ним в открытый доступ не выкладываются.

На лекции членом Митрофаниевского союза Людмилой Машковой был задан вопрос о доме Мордвиновых (ул. Глинки, 4), большая часть которого в настоящее время сносится ради строительства гостиницы (при том, что дом является объектом культурного наследия регионального значения, а не просто историческим зданием). Вопрос заключался в том, проводились ли переговоры с застройщиком, каковы их результаты и какой у Минутиной к этому отношению.

Юлия Минутина поведала, что переговоры такие были, что ей было известно о том, что планировал там этот инвестор и она, конечно, считает, что это очень плохо. Переговоры эти проходили в рамках рабочих групп Совета. Однако все остальные градозащитники города (которые не выступали ещё на «Градозащитных вечерах») узнали о сносе дома Мордвиновых только тогда, когда начался собственно снос, то есть не было никакой временной возможности, чтобы на законных основаниях хотя бы попытаться как-то предотвратить вандализм и нарушение закона, например, оспорив в прокуратуре и суде выданные разрешения и согласования до начала работ.

Уже давно многим стало понятно, что так называемый «переговорный процесс», в котором активно участвует Минутина, себя дискредитировал, почти никакие договорённости с чиновниками и застройщиками - не были исполнены. «Лакмусовой бумажкой» этого «переговорного процесса» стал снос дома Рогова в конце августа 2012 г. Дом за который в течение нескольких лет боролись несколько градозащитных организаций, в первую очень, «Живой город», был подписал на снос председателем КГИОП Макаровым I-м.

Про Макарова Первого Минутина в одном из интервью говорила: «Тем не менее КГИОП за время правления Александра Макарова стал очень чутким к градозащитникам. Обоюдные встречи стали доброй традицией, при этом политика комитета стала более понятной. Исчезла такая ситуация, когда говорится одно, а делается другое. Макаров - человек со своим специфическим видением, мы с ним не всегда совпадаем в каких-то позициях, но надо отметить, что он очень последователен, знаешь, чего от него ожидать. У нас с ним идет достаточно продуктивный диалог» (http://karpovka.net/2013/04/29/110404/) Этот «продуктивный диалог» закончился гибелью дома Рогова. Гибель этого дома - это символическая и логическая смерть «Живого города» как градозащитного движения и организации.

Сейчас совершенно не понятно в качестве чего существует «Живой город»?
Если Минутина обсуждает с чиновниками готовящиеся планы по сносу или реконструкции тех или иных памятников, то почему эта информация нигде не публикуется, а о принятых решениях настоящие градозащитники узнают постфактум, когда начинается снос?
В любом случае, вызывает удивление рассуждение об охране культурного наследия человека, который при этом является общественным помощником двух Губернаторов, разрушающих исторические здания и памятники, - Матвиенко и Полтавченко. Даже Сокуров, по крайней мере публично, уже давно выступил с тем, что понял всю бесполезность и бесперспективность «переговорного процесса» (http://www.profi-forex.org/novosti-rossii/entry1008155042.html).

Николай Лаврентьев, вр. и. о. руководителя Группы ЭРА.
Previous post Next post
Up