Оригинал взят у
magelanin в
Опасные гастроли. Кадровая рокировка в Счётной палате - временное явление?Упадок экономики и разворовывание бюджета набирает обороты. Виной тому… «тяжелое наследство Советской эпохи»
Счётную палату возглавила Татьяна Голикова, и это, пожалуй, самое скандальное назначение нынешней осени. В июле, когда слухи об отставке предыдущего руководителя парламентского органа финансового контроля Сергея Степашина получили некоторое подтверждение, президент Национальной медицинской палаты и видный общественник Леонид Рошаль разразился в своём микроблоге гневной филиппикой. «Голикову после проверки Минздравсоцразвития Счётной палатой нужно было снимать с работы, - писал Рошаль. - Назначать её руководителем СП опасно для россиян». Тем не менее кадровая перестановка произошла, и эксперты теперь гадают, надолго ли задержится экс-глава Минздрава в своём новом кресле. Прежние обитатели здания на Зубовской улице называют Голикову не иначе, как «гастролёршей», и прочат ей скорый уход - не менее скандальный, чем появление.
Помнится, давнишний оппонент Голиковой Леонид Рошаль риторически вопрошал: «Представляете, что будет, если она возглавит Счётную палату?» А действительно, что будет-то? Вопрос, надо сказать, не праздный. Предшественник Голиковой Сергей Степашин возглавлял ведомство более 13 лет (!) - таких долгожителей в российской власти сегодня раз-два и обчёлся. При этом Степашин действовал безо всякой оглядки на авторитеты и запросто мог не только проверить любое, казалось бы, неприкосновенное ведомство, но и обнародовать данные ревизоров в печати. Именно Степашин рассказывал о триллионных хищениях при госзакупках, предлагал генпрокуратуре навести порядок в работе таможни, а президенту страны - в генпрокуратуре. Только Степашин мог запросто говорить о любых нарушениях сильных мира сего, состоящих на государственной службе. Да, его обвинения не всегда приводили к уголовным делам и ещё реже к обвинительным приговорам, но указать на проблему прежний глава Счётной палаты мог всегда. И всегда это делал. Так почему же тогда его, генерал-полковника, за плечами которого работа не только в МВД, но и в контрразведке, заменили на экономиста Голикову, у которой, впрочем, помимо Минфина в карьере был ещё и Минздрав?
Эксперты отшучиваются, что-де «Трудоголикова» считает лучше Степашина, потому, мол, и заменили. На самом же деле отставка бывшего главы СП - дело давно решённое и оттягиваемое первыми лицами только по той причине, что равнозначной замены ему не находилось. Напомним, как было дело. Прошлой осенью глава Счётной палаты подал прошение об отставке на имя президента Владимира Путина. А вместе со Степашиным собирались уйти и все 12 аудиторов - неслыханное дело! Что же стало причиной их скандального - другого слова не подобрать - демарша? «Последней каплей, переполнившей чашу моего терпения, - пояснял Степашин, - стала аудиторская проверка московского предприятия ОАО «Техмашоборон», подконтрольного Министерству обороны. Нами были вскрыты факты хищения государственных средств в размере 3 млрд рублей. Материалы проверки мы передали в Генеральную прокуратуру, которая в очередной раз отказала в возбуждении уголовного дела. И в этот момент я окончательно перестал понимать - для чего существует наше ведомство?.. Как вы думаете, сколько уголовных дел было заведено прокуратурой по предоставленным ей материалам наших проверок? Пять! Да, всего пять уголовных дел. А теперь скажите, сколько человек понесло уголовное наказание? Ни единого! И если сегодня меня спросить: каков же смысл существования Счётной палаты Российской Федерации? - я не сумею ответить на этот вопрос. Я не чувствую себя нужным».
Между тем только в прошлом году аудиторы Счётной палаты вскрыли хищений из госбюджета на сумму более 40 трлн рублей. Только представьте себе: следователь ловит всё новых преступников, а судьи выносят всем им оправдательные приговоры - и в чём тогда смысл заниматься оперативной работой? Вот и Степашин не смог понять - в чём.
По регламенту кандидатура главы Счётной палаты утверждается на Совете Госдумы. На этот раз их было всего три - Голикова, Степашин и глава думского Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров. Степашин - единственный, кого поддержали представители всех четырёх парламентских фракций, переизбираться не собирался, Макаров тоже, по слухам, не рвался возглавить столь непростое ведомство. Оставалась Голикова.
Впрочем, её назначение может вылиться в нечто большее, нежели просто «гастроли», о которых судачат досужие эксперты. Судите сами. В чём обвинял Голикову Леонид Рошаль? Ни много ни мало в том, что она якобы противопоставляет себя всему медицинскому сообществу, продвигая закон об охране здоровья. Значит - что? А то, что у Голиковой хватает напора действовать подобно Степашину - безо всякой оглядки на авторитеты. Едва ли такое качество можно назвать недостатком применительно к должности, которую она заняла. А значит, будут и громкие разоблачения - в стиле прежнего, ещё не успевшего устать Степашина.
Насколько можно судить, ситуация стремительно ухудшается не только в экономике, но и бюджетной сфере. Достаточно сослаться на недавнее заявление Сергей Степашина, сделанное им в своём последнем выступлении с отчётом в Государственной думе на посту председателя Счётной Палаты России
По оценкам главного счётно-контрольного органа России, в РФ до сих пор существует пропасть между социально-экономическими приоритетами развития и предвыборными лозунгами президента с одной стороны и направлениями и параметрами налогово-бюджетной политики с другой.
По большому счёту, они в принципе не согласуются между собой и откровенно противоречат друг другу - предвыборные лозунги и обещания практически никак не обеспечены реальными действиями властей, не ретранслируются в соответствующие приоритеты налогово-бюджетной, денежно-кредитной, научно-технической, инвестиционной, внешнеторговой и социальной политики. «Майские» указы превращены в недостижимую маниловщину - на фоне правильных по своей сути обещаний наблюдается продолжение курса ультралиберального правительства Медведева на приватизацию бюджетной сферы, коммерциализацию некогда гарантированно бесплатных услуг, разрушение Российской Академии Наук, распродажи в руки транснационального капитала и российских олигархов наиболее лакомых кусков госсобственности, а также отказ государства от исполнения возложенных на него обязанностей по развитию экономики и социальной сферы.
В последние годы полным ходом идёт процесс сокращения расходов федерального бюджета в реальном выражении (т.е. с учётом инфляции - на 3-5% ежегодно) практически по всем направлениям бюджетной политики (начиная от поддержки национальной экономики и сельского хозяйства и заканчивая ЖКХ, наукой, образованием и здравоохранением), сопровождаемый перекладыванием бременем социальных расходов с федерального уровня на региональные бюджеты, подавляющая часть которых находится в состоянии перманентных и хронических дефицитов.
Политика бюджетного фетишизма и «кудринизма» обескровливает отечественную дезинтегрированную и деиндустриализированную экономику, усиливает структурно-технологическую деградацию народного хозяйства, поддерживает депрессивное состояние инвестиционной и производственной активности в несырьевой промышленности и наукоёмких производствах, а также обостряет сырьевую зависимость экономики, бюджетной системы и финансового рынка. В «нефтегазовом Титанике» наступает откровенный «стабилизец» - все макроэкономические показатели находятся в худшем состоянии с кризисного 2009г.
Одни только темпы роста экономики упали в 3 раза за последний календарный год - с 4,5% в первом полугодии 2012г. до 1,4% в аналогичном периоде 2013г., притом что средние цены на нефть ($107 за баррель смеси Urals) находятся вблизи своих исторических максимумов, а государство не знает, куда деть деньги и захлёбывается от притока нефтедолларов - в Резервном Фонде и ФНБ без дела лежит практически 5,7 трлн. рублей, а ещё 1,2 трлн. рублей размещены на депозитах в коммерческих банках, либо представляют из себя нераспределенный остаток средств Федерального Казначейства. При этом затухание темпов роста ВВП фиксируется на протяжении последних 6 кварталов (с 4,8% в первом квартале 2012г. до 1,2% во втором квартале 2013г.)- это явный и достаточный признак наступления рецессии в российской экономике.
Одновременно, по словам уходящего в отставку председателя палаты, расходы на обслуживание государственного долга продолжают расти. В 2012 году они выросли на 22 %, составив 320 миллиардов рублей, а в текущем достигли 400 миллиардов, при том, что резкого роста объема заимствований не наблюдается. Более того, согласно бюджетным проектировкам, а также параметрам, заложенным в федеральный закон о федеральном бюджете на 2013г. и плановый период 2014-2015гг., предполагается, что уже к 2015г. на обслуживание государственного и муниципального долга федеральное правительство будет вынуждено тратить свыше 550 млрд. рублей. А к 2016г. эта сумма вырастет до 600-620 млрд. рублей, превысив расходы федерального бюджета на образование или здравоохранение.
Хуже того, на словах объявляется переход к программному бюджету, который должен повысить эффективность использования бюджетных ресурсов и сократить масштабы нецелевого использования средств налогоплательщиков. Масштабы воровства также достигли астрономических высот. Только по официальным оценкам всё той же Счётной Палаты, полученным по итогам комплексных проверок исполнения федерального бюджета в 2012г. практически десятая часть всех выделяемых государством ресурсов либо разворовывается, либо не доходит до адресатов. Из которых выявлено нарушений бюджетного законодательства на сумму 183 млрд. рублей, что эквивалентно суммарным расходам Правительства на поддержку ЖКХ в том же году. А ещё 884 млрд. бюджетных рублей были использованы нецелевым образом.
Получается, что даже по крайне политкорректным и «причёсанным» оценкам Счётной Палаты, свыше 1,067 трлн. рублей, выделенных государством в 2012г. на развитие отечественной экономики, повышение обороноспособности страны, развитие научно-технического потенциала и социальную политику, были просто-напросто потрачены впустую. Это приблизительно 9% от суммарных расходов федерального бюджета в 2012г., которые составили 12,7 трлн. рублей. Эти средства либо были успешно украдены, «распилены» и беспрепятственно вывезли в оффшорные юрисдикции для легитимации, при активном содействии коррумпированных чиновников и молчаливо-заинтересованном молчании правоохранительных органов. Либо в силу корыстных интересов и профессиональной некомпетентности они были умышленно направленны на совершенно другие цели и задачи, также не связанные с национальными интересами России и приоритетами развития.
Весьма показательно, что по итогам одного только 2012г. и только по официальным оценкам Центрального Банка России из страны незаконным образом с нарушением действующего валютного, налогового и таможенного законодательства было вывезено свыше $50 млрд. На самом же деле с учётом манипуляций с экспортно-импортными ценами и фиктивным импортом несуществующих услуг, а также кредитованием аффилированных фирм-однодневок речь может идти о $80-100 млрд., незаконно вывезенных из России в одном только 2012г. Так что реальные масштабы и нецелевого использования бюджетных ресурсов, и теневого сектора экономики в разы превышают официальные оценки.
В зависимости от бюджетных статей разворовывается от 25 до 50-60% выделяемых государством ресурсов - по так называемым «закрытым» статьям (ВПК, национальная безопасность, силовые ведомства и т.д.) нецелевое использование средств налогоплательщиков может достигать 50-70%. Неудивительно, что скандалы с коррупцией в Рособоронсервисе, а также срывы исполнения Гособоронзаказа и постоянные провалы с запусками МБР и спутников стали привычным делом и не вызывают удивления даже у рядовых граждан. На одном только незаконном возврате НДС, на котором «погорел» скандально известный фонд «Hermitage Capital», по экспертным оценкам разворовывается порядка 1-1,3 трлн. рублей в год. В таком случае заявления Дмитрия Медведева в 2011г. о том, что в России в бюджетной системе «теряется» 1 трлн. рублей можно рассматривать лишь как нижнюю планку воровства.
ИСХОД ОТЕЧЕСТВЕННОГО КАПИТАЛА УСИЛИВАЕТСЯ
Стремительно ухудшается ситуация с бегством капитала из России - Минэкономики и Центральный Банк в спешном порядке пересматривают свои прогнозы по чистому вывозу капитала из России со стороны отечественных компаний и банков. Если в середине 2012г. особенно оптимистичные и легко внушаемые на лозунги о светлом модернизированном будущем России чиновники прогнозировали, что в 2013г. бегство капитала сменится его притоком и по итогам всего года удастся свести баланс движения капитала если и не в плюсе, то хотя бы в нуле, то уже в конце 2012г. официально прогнозировался чистый отток капитала в размере $10-15 млрд. Когда по итогам первого полугодия 2013г. частным сектором из России было вывезено свыше $38,4 млрд., то в Минэкономики были вынуждены пересмотреть свой прогноз по чистому оттоку капитала до $30-35 млрд.
В настоящий момент ни Центральный Банк, ни Росстат не предоставили оценки по оттоку капитала за третий квартал. Однако уже сейчас становится очевидно, что масштабы вывоза капитала из России со стороны финансовых и нефинансовых организаций достигли критических отметок и никаких изменений в лучшую сторону в ближайшее время не предвидится. В противном случае сложно объяснить недавнее заявление замминистра экономического развития Андрея Клепача о том, что по итогам 2013г. из России в чистом виде будет вывезено порядка $70-75 млрд., хотя ещё в мае текущего года в МЭР отказывались пересматривать свой прогноз по нетто-оттоку в $15 млрд.
Одновременно с этим нечаянно «проснулись» и в Центральном Банке России: недавно назначенная на пост председателя ЦБ Эльвира Набиуллина - ученица Гайдара, Ясина и Грефа - выступая в Госдуме заявила, что по итогам 2013г. совокупный чистый вывоз капитала из России составит не менее $69 млрд. Это без малого на 15 млрд. превышает показатели чистого оттока капитала из России в 2009, 2010 и 2012гг. (57,5, 30,8 и 53,8 млрд. $ соответственно) и лишь немногим уступает исходу капитала в оффшорные юрисдикции и фешенебельные страны в 2011г. ($84,8 млрд.).
При этом далеко не факт, что и новый прогноз правительственных чиновников, которые на протяжении 5 лет без всяких оснований и объяснений обещают гражданам России притока капитала (по факту чистый отток капитала накопленным итогом за период с января 2008 по июнь 2013г. составил $390 млрд.), окажется верным. Вполне возможно, что и новые пессимистичные прогнозы к концу текущего года буду смотреться недостижимой «маниловщиной», а из России компаниями и банками будет вывезено свыше $75-80 млрд.
Как это и свойственно российским чиновникам в финансово-экономическом блоке Правительства, они ошиблись в своих прогнозах и в очередной раз за последние 5 лет в 3-5 раз недооценили масштабы вывоза капитала из России. Притом что видные отечественные экономисты, свободные от догм «рыночного фундаментализма» и не отрабатывающие заказ гайдаровских учеников в Правительстве, ещё в конце 2012г. предупреждали, что 2013г. ни в коем случае не станет переломным, а процесс бегства капитала лишь интенсифицируется.
Маразм крепчает и по другим направлениям. В частности, в Минтруда заявили, что окончательный вариант очередного раунда пенсионной реформы «одобрен, потому что приемлем для всех». Как стало известно, в
ПЕРЛЫ УЛЮКАЕВА
На фоне беспрецедентного спада в экономике и фактического срыва исполнения бюджета (по итогам января-августа 2013г. доходная часть исполнена на 65%, а расходная на 60%, в результате чего удаётся отчитываться о мифическом профиците бюджета) в глаза бросается неадекватность реакции высокопоставленных чиновников на стремительное ухудшение экономической ситуации. Радует только одно - в Правительстве действительно почувствовали запах дыма, осознали неизбежное скатывание отечественной экономики в депрессивное состояние и начали судорожно имитировать бурную деятельность.
Притом что лучшие отечественные экономисты (С.Глазьев, М.Делягин, А.Кобяков, В.Катасонов, Ю.Болдырев, М.Хазин, С.Губанов, М.Мусин, С.Демура и т.д.) ещё в конце 2011г. поставили научно обоснованный диагноз российской экономике низких переделов - дефолт ресурсно-сырьевой модели «роста без развития», подразумевавшей проедание поступающих в страну нефтедолларов и иностранных кредитов, а также хищническую и паразитическую эксплуатацию природно-сырьевой ренты, трудовых ресурсов, производительного капитала и доставшегося в наследство от СССР научно-технического, производственного и инфраструктурного потенциала.
То, что в высоких кабинетах власти чиновники наконец проснулись - безусловно радостный факт. Однако уровень профессионализма и компетентности высокопоставленных чиновников, которые уже успели проявить себя во всей красе и продемонстрировать степень профпригодности в 2008-2009гг. (тогда Россия под руководством либералов продемонстрировала худшие результаты как в группах G-8 и G-20, так в группе БРИКС и среди стран-экспортёров нефти), не позволяет надеяться на оптимистичный исход и светлое инновационное будущее.
Имеет смысл привести слова Улюкаева целиком: «Мне кажется, что такой неблагоприятной обстановки не было у нас последние 5 лет с момента кризиса»,- сказал министр, выступая на «правительственном часе» в Госдуме. Показательно, что ровно эти же слова ещё полгода назад вслух с цифрами в руках произносили видные отечественные экономисты. Однако тогда, как и накануне кризисного обвала летом 1998г. и 2008г., российские чиновники (в том числе и Улюкаев, трудившийся на посту первого зампреда Центрального Банка России) судорожно отмахивались и предпочитали делать вид, что ничего не происходит.
Далее в том же духе: «В этом году мы впервые имеем уровень экономического развития ниже среднемирового. Вот это очень серьезный такой красный сигнал загорелся у нас. К сожалению, мы не видим возможности в 2014 году выйти на среднемировой уровень». Надо сказать, что министр экономического развития А. Улюкаев, для того и находится на госслужбе, получая весьма немаленькую по меркам России заработную плату (коррупция в высших эшелонах власти тема отдельного разговора), чтобы не просто уметь находить и видеть возможности ускорения экономического роста, но и создавать их.
Он обязан не просто ставить диагноз (причём с огромным опозданием и без выявления глубинных причин загнивания отечественной экономики и несырьевой промышленности), но, во-первых, ставить его правильно и компетентно. А во-вторых, он обязан уметь находить варианты решения стоящих перед экономикой проблем, изыскивать возможные пути повышения уровня жизни граждан и повышения конкурентоспособности отечественных производителей, а также быть способным разработать и реализовать программу комплексной модернизации и новой индустриализации экономики, которая позволит преодолеть пресловутое «сырьевое проклятие». Однако, ничего подобного не происходит - вместо этого мы снова слышим валидольные успокоения и рассуждения на тему того, что ситуация остаётся под контролем государства.
Своими заявлениями Улюкаев лишний раз расписывается в своей профнепригодности, некомпетентности и неспособности исполнить «майские» указы президента. За подобного рода высказывания и упадочнические настроения в любой крупной с экономической точки зрения стране мира (от США и Японии до Китая и Индии) министр лишился бы занимаемого поста и отправился искать «точки роста» в частный сектор. По большому счёту, всё ультралиберальное Правительство России под руководством Дмитрия Медведева должно признать свою неспособность обеспечить исполнение предвыборных обещаний Путина и уйти в отставку. В противном случае высокопоставленные чиновники в Кремле лишь ставят подножку президенту, срывают исполнение его поручений и дискредитируют президента.
Однако Улюкаева хватает исключительно на раздачу ничем не обоснованных и неподкреплённых «обещалок» в духе «тихой гавани» и «островка стабильности» по примеру осени 2008г. «Мы считаем, тем не менее, что ситуация в третьем-четвертом квартале несколько улучшится и результаты будут лучше, чем в первом и втором квартале. И мы выйдем по итогам года на уровень 1,8% роста ВВП. Это, конечно, тоже неудовлетворительно. Рецессии нет. И не будет. Стагнация, наверное, термин уместный. Очень низки темпы роста, это - фактор институциональный, структурный, макроэкономический. И это то, чем нужно будет заниматься очень долгое время», - заявил глава МЭР в интервью изданию Коммерсант.
Вместо того, чтобы последовать примеру своего предшественника Андрея Белоусова (которого ученики Гайдара в Правительстве и «съели») и начать создавать стимулы для оживления экономики (заморозка тарифов, контроль за ценами на ГСМ и топливо, предоставление налоговых льгот и каникул для обрабатывающих производств и малого бизнеса, снижение стоимости кредитных ресурсов, направление средств Резервного фонда и ФНБ на модернизацию инфраструктуры поддержку несырьевой промышленности и т.д.), Улюкаев продолжает успокаивать самого себя и руководство страны очередными псевдонаучными обещаниями.
Весьма показательно, как в силу обстоятельств и служебных обязанностей буквально на глазах прозревают отечественные чиновники - ещё недавно воинствующие монетаристы, призывавшие душить отечественную экономику, зажимать денежное предложение и изымать якобы «незаработанные» и дармовые «нефтедоллары», сегодня радикально, буквально на 180° меняют свою точку зрения и не менее истово отстаивают в корне противоположные тезисы. Так, недавно назначенный министром Улюкаев, ранее не допускавший даже самой возможности монетарного стимулирования экономики, в силу служебных обязанностей и функционала МЭР начал призывать к смягчению денежно-кредитной политики и снижению процентных ставок. Хотя ещё в середине лета текущего года всё тот же Улюкаев яростно доказывал, что ни о каком смягчении денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики в России не может идти и речи - якобы, в лучших традициях гайдаровских «страшилок», это приведёт к всплеску инфляции, обесценению рубля, упадку в экономике и усилению оттока капитала за рубеж.
В сентябре глава Минэкономразвития не исключил того, что к монетарным мерам стимулирования экономики может прибегнуть Центральный банк (ЦБ) России. По мнению Улюкаева, ещё в июле текущего года вопрос о подобных мерах не ставился, поскольку в стране не было потенциального разрыва выпуска. А вот теперь, спустя два месяца, когда ответственным за экономический рост был назначении он сам, разрыв в отечественной экономике чудесным образом возник между потенциальным и фактическим выпуском: «Потенциальный выпуск примерно соответствовал фактическому, а применение инструментов стимулирования экономики как фискальных, так и монетарных, было неправильным, непродуктивным, производящим больше риска, чем результатов. Это говорит о том, что в такой ситуации возможно использование монетарных методов: и "количественного смягчения", и других».
Подобного рода высказываниями Улюкаев лишь ещё больше дискредитирует себя и весь финансово-экономический блок Правительства, а также всех монетаристов-гайдаровцев. Профессиональным экономистам прекрасно известно (и недавний министр экономики Андрей Белоусов на это неоднократно указывал), что потенциальный выпуск производства в народном хозяйстве, выступающий в качестве естественного ограничителя (т.е. потолка производственных возможностей) при существующем уровне развития технологий и степени капиталовооружённости производства, не может меняться в разы в течение не то что одного календарного года, но тем более в течение нескольких месяцев. Это абсурд и невежество - проявление чудовищной профнепригодности чиновников, ответственных за экономической развитие страны.
Потенциальный выпуск производства в экономике является не краткосрочной и даже не среднесрочной макроэкономической категорией (с точки зрения своей реализации), а долгосрочной - для изменения потенциального уровня выпуска при условии проведения всех необходимых структурных реформ требуется не менее 5 лет, а порой 7-10 лет. Однако у российских чиновников, которые категорически не хотят нести персональной ответственности за провальные итоги проводимой ими макроэкономической политики, потенциальный выпуск меняется по несколько раз в году.
Напомним, что в начале 2013г. всё тот же Улюкаев, ещё будучи первым зампредом ЦБ России, называл потенциальным выпуском темпы роста экономики на 3,5-3,6%. Ближе к лету по мере затухания отечественной экономики и разрастания кризисных тенденций в промышленности граница потенциального выпуска была понижена до 2,3-2,5%. Сегодня речь идёт уже о 1,8-2%. А в 2011 и 2012гг. чиновники оценивали потенциальный выпуск в 4,3-4,5%. Искренне стремясь переложить ответственность с больной головы на здоровую, российские чиновники в очередной раз ищут внешнего врага - на сей раз таковым стал потенциальный выпуск экономики, который якобы ограничен тяжёлым наследством Советской эпохи.
Источники -
http://versia.ru/articles/2013/oct/02/opasnye_gastroli,
http://nnm.me/