Почему Бэтмэн - культурный герой буржуазии

Oct 10, 2021 23:17

 Человеческая культура представляет собой наслоения жизненного опыта, менталитета и мифологии сотен и тысяч ушедших поколений. Наша эпоха очень мало что добавила в эти наслоения, предпочитая использовать и переомысливать уже готовые культурные шаблоны. Поэтому героизм Гектора и Ахиллеса, спасение принцесс от драконов, мрачные терзания Раскольникова и скорбная история Ромео и Джульеты до сих пор не дают покоя нашим творцам.
А вот собственно с буржуазной культурой, дело обстоит не очень. Даже самое буржуазное сознание инстинктивно отторгает романтику купли-продажи, отдавая предпочтение расхристанному пролетарию Балде перед тороватым и предпримчивым Попом. Но нельзя сказать, что буржуазная культура совсем уж ничего не в состоянии придумать. Одной из такой выдумок является Бэтмэн, он же Брюс Уэйн. Миллиардер, филантроп, владелец заводов, газет, пароходов, который ночами перевоплощается в мстителя, не дающего покоя тем, кто кое-где, у нас порой, честно жить не хочет. Вы чувствуете классовый посыл? Пока нет? Тогда двинемся дальше.
 Стоит сказать, что образ буржуа-спасителя (если не мира, то по крайне мере, города) не вышел идеализированным. "Реальный" Брюс Уэйн выглядит, как самый обычный карикатурный миллиардер - то есть, как сказочный мудак, который тусуется со светскими лядями и принимает ванны из шампанского. Своим богатством он обязан исключительно богатому папочке (который почему-то не пользовался бронированными автомобилями с мигалками и охраной, а бродил с женой и ребенком по пустынным улицам, полным нищих и бандитов - гений же! И почему реальные олигархи и чиновники так никогда не делают?) и папиным шестеркам, которые поддерживают бизнес на плаву.
В их числе некий Альфред Пенниуорт - воплощающий культурный образ тех потомственных британских дворецких, у которых прислугой были отцы и деды, и наверняка будут сыновья и внуки, причем такое положение их вполне устраивает. У него в биографии есть интересный пункт - военная служба в Бирме, где англосаксонские воители на службе у местного правительства гонялись за некими "бандитами", и активно применяли методы противопартизанской борьбы (сжигали леса). В общем, славный малый, явно из тех ребят, что пользуются девизом "Наш бизнес - смерть, и бизнес идет хорошо".
 Однако вернемся к главному герою. К сожалению, мудаком Брюс Уэйн выглядит не только в образе миллиардера. Вместо того, чтобы решать проблему системно, докапываясь до ее экономических и социальных корней, он переодевается в устрашающий наряд и бьет морды всяким нехорошим. Видимо, надеясь, что очнувшись, или отбыв срок на зоне, преступник немедленно раскается в своем поведении и отправится на фабрики Брюса Уэйна зарабатывать для него прибавочную стоимость (ну, чтобы на новый навороченный Бэтмобиль хватило). То есть господин Уэйн занимается ничем иным, как террором, в котором ему откровенно потворствуют сотрудники полиции.
Разумеется, от всех этих героических действий преступность и нищета никуда не исчезают, что, теоретически, позволяет растянуть историю Бэтмэна до бесконечности. Но так как избиение людей, ворующих кошельки у состоятельных буржуа, чтобы накормить своих детей, и мафиози, паразитирующих на пороках системы, становится слишком скучным, сценаристы подсовывают ему куда более интересных апокалиптических маньяков.
Образ маньяков отличается, во-первых, антисистемностью, и во-вторых, утрированным до карикатурности радикализмом. Анархия ради анархии, хаос ради хаоса? Пожалуйста! Отмороженные ребята, спасающие город от пороков путем разрушения город? Как угодно! Безумная, бесцельная агрессия антисистемщиков призвана оправдать тот странный факт, что Бэтмен встает на защиту той самой системы, которую он так ненавидит, в которой мелкий преступник убил его отца и мать, в которой босс выкидывает обнаружившую его бизнес-планы секретаршу из окна, в которой продажные полицейские служат мафии, в которой голодающие, обезумевшие и потерявшие надежду люди - норма.
И вот перед нами встает истинный образ Бэтмена - это герой буржуазии. Он не выступает за слом системы, он занимается исключительно лечением ее симптомов, и когда нужно - становится на ее защиту от тех, кто хочет ее сломать. Да, антисистемщики выглядят карикатурно злыми, но разве в реальности буржуазная пропаганда не выставляет карикатурными чудовищами тех же Ленина, Троцкого или Че Гевару? Брюс Уэйн не ставит перед собой никаких революционных целей, вся его деятельность призвана продлить жизнь системе, не дать сломать ее извне и не позволить ей окончательно прогнить и развалиться изнутри. Ему и в голову не приходит, что уменьшение социального неравенства может дать больший и лучший результат в борьбе с преступностью, нежели очередной супердорогой кевларовый бронежилет, что ликвидация частной собственности и рыночных отношений выбила бы у мафии почву из под ног эффективнее, нежели показательная порка отдельных ее представителей, что установление равных, братских, человеческих отношений между людьми убавило бы количество сьезжающих с катушек индивидов сильнее, нежели заточение в Аркхэме.. Впрочем, из такого сюжета и блокбастера не получилось бы, верно?

PS: Видимо, сладенький образ Бэтмэна, противостоящего антисистемным чудовищам, вызывает вопросы не только у меня, раз уж вышла такая острая социальная драма, как "Джокер" 2019 года. Кто не смотрел - рекомендую.
Previous post Next post
Up