Вчера отказалась взять нового ученика (друга бывшего ученика, который благополучно перешел в западную компанию, подтянув язык), и сейчас узнаю, что он очень на меня обижен. Чем же я так обидела бедного средне зарабатывающего менеджера среднего звена в одной средней фирме?
Александр хочет быть как Сережа, который недавно ушел в западный банк, делает почти то же самое, что и раньше, только за другие деньги. И считает, что разница между ним и Сережей только в разном уровне знаний языка. Твердо верит, что, выучив язык, он сразу попадёт в рай зарубежную компанию, пока можно в московский офис.
Перед тем, как взять нового зрелого (как я их про себя называю) ученика, я всегда беседую минут 15-20 с ним по телефону. Это самая сложная категория учеников, им не нужно натаскиваться на ЕГЭ или пытаться одолеть IELTS, они хотят качественно изменить свою карьеру, выходя на рынок международных компаний. Такие ученики сложны в эмоциональном плане, они находятся в эпохе перемен, на грани нервного напряжения, но они мой любимый контингент, потому что адреналин с ними зашкаливает, особенно в период собеседований. И никакая пятерка по ЕГЭ или 7-8 по IELTS не приносят мне такого удовлетворения, какое приносит радость от того, что у них получилось поменять жизнь так, как им хотелось. (с моей помощью, к черту скромность)
Такой разговор я вчера провела с Александром, и разговор мне не понравился. Он не имеет понятия, куда бы хотел перейти, когда стоит начать рассылать резюме, насколько с его навыками он в принципе востребован в западных фирмах, так как специализация у него не такая интересная иностранцам, как у Сергея. То есть про свою работу мечты он не знает ничего, кроме желаемого уровня зарплаты. Он знает только, что ему нужен будет английский. "Ну, потому что сейчас без английского никуда". Вот когда он его выучит, вот тогда он начнет смотреть по сторонам, искать сферы и направления, которые станут интересны ему и востребованы у иностранцев. Вот на этом моменте я решительно сказала, что не могу его взять, так как ясной цели у него нет, у него есть хотелки мечта.
Что такое ясная цель при изучении английского? Это, например, через 3 месяца сдать экзамен. Или через 2 недели смочь в Европе заселиться в отель, заказать что-то в ресторане, не тыкая пальцем в меню, спросить как пройти куда-то, не махая руками. Или улучшить навыки аудирования, чтобы понимать фильмы на английском без субтитров. Или выучить необходимый уровень грамматики и лексики, чтобы на сайтах знакомств найти иностранца и захомутать покорить его. Или, наконец, получить необходимые навыки, чтобы достойно пройти собеседование в такой-то фирме на такую-то специальность через столько-то недель.
Мне же надо подобрать материал, составить лексический минимум, разработать план на 10-15-20 занятий до собеседования. Когда есть твердое понимание, что и когда надо сделать, когда ясны критерии оценивания его и моего результата, вот тогда начинается настоящая работа. А просто выучить английский - это о чем? Дать минимальный набор лексико - грамматических навыков? Но это далеко от того, чтобы пройти собеседование в иностранной фирме. И когда нет четких сроков - тогда всегда есть куча причин переносить занятия, не успевать с домашкой, так как впереди вечность.
Но Александр этого не понял, он негодует, что я не готова помочь ему попасть в мир западных компаний и обалденных зарплат.