Вот и закончился очередной, уже 44 по счету, MIDEM-2011, самая крупнейшая в мире музыкальная выставка в Каннах.
Стартовав в 1966 году, MIDEM собрал в первый год 900 участников - пионеров и лидеров мировой музыкальной индустрии. Расцвет MIDEM был в 2008 году, когда приехали на выставку около 12 тысяч участников, журналистов и официальных лиц из 88 стран мира. В этом году было 6 тысяч. И это с учетом того, что почти половина участников представляла сектор новейших технологий, которые так или иначе сопересекаются с музыкой, которую они именуют простым словом контент, и которые в основном приезжают на MIDEMNet, удачно созданный в 2000 форум для представителей технологических, интернет- и мобильных компаний, существующий в рамках MIDEM. То есть самих участников из музыкального сектора было тысячи три, а за минусом всех многочисленных делегаций различных ассоциаций, союзов и ассамблей, непосредственно участников рынка музыкальной индустрии было, наверное, пара тысяч. Невиданное количество за последнее десятилетие.
Конференции на MIDEM
И это при том, что помимо выставки во время MIDEM проходят интереснейшие лекции, конференции, мастер-классы, бизнес-консультации и, конечно же, концерты и выступления как начинающих музыкантов, так и мегазвезд.
Но в этом, как и во всем, есть свои плюсы и свои минусы. Плюсы, конечно, в том, что MIDEM очистился от случайных участников, от однодневок, и остался экстрактом, самыми сливками мирового музыкального бизнеса. Минус, как ни печально, в том, что музыка перестает быть интересной - ни как бизнес, ни как просто интерес слушателей.
Но обо все по порядку. Вернее, о самых интересных моментах этого MIDEM 2011.
Mylene Farmer на красной дорожке MIDEM 2011
Отчего наблюдается падение интереса к музыке? Два взгляда.
Первый взгляд был в сенсационном докладе, подготовленном аналитическо-исследовательской компанией Forrester Research Марка Маллигана (Mark Mulligan). В нем исследователи выделили три поколения:
- поколение 25+, которое они назвали «аналоговым поколением». Оно слушает радио, покупает CD, их модель - «Купить и слушать».
- поколение 16-24 лет - «поколение переходного периода». Оно предпочитает если купить, то цифровую музыку на ITunes или предпочитает скачать на торрентах. Их модель: «Скачал, залил, нарезал».
- третье поколение 12-15 лет - «исконно цифровое поколение». Оно уже предпочитает музыку на мобильных телефонах и YouTube. Их модель: «Посмотрел-послушал, поделился».
Руководитель аналитическо-исследовательской компании Forrester Research Марк Маллиган (Mark Mulligan)
Так вот, подрастающее «цифровое» поколение слушает музыку в среднем в два (!!!) раза меньше, чем то же «переходное» поколение. Музыка для них становится совсем иным явлением, чем для предыдущих двух поколений. Она становится для них больше саундтреком к социальным сетям, звукорядом к своему в них времяпрепровождению, нежели чем, скажем, «смыслом жизни» для поколения 60-70-х годов прошлого столетия.
Маллигану вторят и иные участники рынка.
Катрин Керр Винале (Catherine Kerr-Vignale), директор французского авторского общества SACEM, упрекнула цифровые музыкальные сервисы в том, что они не оправдывают надежд.
Президент компании Vivendi (владеет крупнейшей в мире музыкальной компанией Universal Music) Жан Бернар Леви признал во время своего выступления на конференции, что индустрии нужны новые источники доходов, чтобы выжить, новые бизнес-модели. «В моей компании в прошедшем году 30% всех доходов было получено от источников и бизнес-моделей, которых не было еще пару-тройку лет назад», - сказал Леви.
Президент компании Vivendi (владеет крупнейшей в мире музыкальной компанией Universal Music) Жан Бернар Леви
Не от музыки и традиционных бизнес-моделей, а от иных моделей! Где же музыка? Принцип заработка на околомузыкальном сегменте массово начался уже в те же 70-е, когда помимо просто музыки компании начали получать доходы от мерчендайзинга - использовании образов, логотипов и имен известных исполнителей, в принципе, в модели, не имеющей к музыке никакого прямого отношения. Но сейчас при падении интереса к музыке, все пытаются найти новые и новые модели, чтобы выжать из музыки еще хотя бы одну капельку.
Вот тут-то и важен второй взгляд на падение интереса к музыке. Его можно уложить всего в одно предложение, которое сказал во время своей мидемовской конференции самый популярный диджей мира и один из самых востребованных сейчас композиторов и продюсеров Дэвид Гетта (David Guetta): «Я не понимаю, почему артисты идут записываться в студию, не имея ни одного хита в репертуаре, который они собираются при этом записывать».
Самый популярный диджей мира и один из самых востребованных сейчас композиторов и продюсеров Дэвид Гетта (David Guetta)
То есть отсутствие должного репертуара и является второй причиной, а возможно и главнейшей, того падения интереса к музыке, который был зафиксирован Forrester. И вместо того, чтобы искать репертуар и выдавать «безхитовым» артистам деньги на записи в студии, фирмы пытаются упорно искать новые бизнес-модели. Искать, искать и искать. Выдавливать, выдавливать и выдавливать.
Лучше бы искали хорошую музыку.
Все это становится похожим на змею, на гигантского удава, заглатывающего самого себя с хвоста.
Но так как без музыки нельзя, и жизнь без нее представить невозможно, то рассмотрим, что еще интересного было на MIDEM-2011.
В связи с тем, что физическое распространение CD и DVD никто уже всерьез не рассматривает, то основные темы были связаны с цифровым распространением.
Облачные технологии оказались одними из самых обсуждаемых нововведений. Большинство пророчат им будущее, а значит, это многое меняет в целом в индустрии. «Через лет пять в основном все загрузки (downloads) в интернете прекратятся, так как человечество в целом будет получать музыку (и видео тоже) с «облаков» (clouds computing system) на свои телефоны, планшеты, нетбуки или какие там девайсы будут в то время. И если индустрия не отреагирует быстро на эти изменения, то какой-нибудь парень из России напишет актуальное этому времени приложение (application) и артисты и компании перестанут получать свои дивиденды», - спрогнозировал Терри Макбрайд (Terry McBride), владелец компании Nettwerk (Avril Lavine, Dido, Jamiroquai и др.).
Конечно же, большой радостью для музыкальных сервисов явились долгожданные продвижения в сторону музыкальной глобализации, а именно выдачи глобальных лицензий, так называемого «единого окна», где музыкальные онлайн-магазины и иные сервисы могли бы получать такие лицензии в одном месте. Сейчас же они получают обособленные разрешениялицензии в каждой отдельной стране пользования, что делает легальную работу таких сервисов порой невозможной из-за бюрократических волокит и нестыковок в службах авторских обществ разных стран. Об этом нововведении заявил на MIDEM-2011 Франсис Гарри (Francis Gurry), генеральный директор Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности (WIPO).
Другим элементом музыкальной глобализации явилось создание организации DDEX (Digital Data Exchange), занимающейся стандартизацией и присвоением уникальных кодов всем участникам цифровой индустрии и всем файлам в сети. На этом MIDEM было объявлено, что в консорциум вошли почти все участники рынка, в частности, - Google, Youtube, Omnifone, Sony Music, Warner Music и EMI.
Что же касается последних двух мейджоров, то все топ-менеджеры индустрии шептались в кулуарах о продаже EMI, лидера британской музыкальной индустрии, своему американскому конкуренту Warner Music. Это было за неделю до того, как мировые СМИ разразились этой шокирующей музыкальную общественность новостью. Правда, те же шептуны еще шептались и о том, что саму Warner вот-вот купит X и потому сделка с EMI лишь шаг в многоходовке. Так что запасаемся попкорном.
Британский стенд на MIDEM 2011
Русских на MIDEM-2011 было немного, около 70 участников, это в 4 раза меньше, чем пару лет назад. Возможно, это связано и с тем , что в этом году русским рынком не занималась представитель MIDEM в России Александра Модестова, кипучая деятельность которой всегда приносила существенные плоды. Но, конечно, и рыночная ситуация оставила на плаву только наиболее устойчивых. Русские в этом году обошлись без стендов. Единственным приятным исключением стал стенд Российского Государственного Музыкального Телерадиоцентра. Как сказала его руководитель Ирина Герасимова, «интерес в этом году к российской классике велик».
Среди новых русских отметились двое. Один - это Илья Плавунов, представитель технологического сектора, но произведенные им приложения для iPad являются одними из лидеров продаж на iTunes и имеют все же отношение к музыке. Загрузив такое приложение, можно играть на iPad как на гитаре, или загрузив иное приложение, можно почувствовать себя диджеем и иметь перед собой стол в виде того же iPad. Его компания Amido боролась в конкурсе на лучшее приложение, но, увы, их обошли финны.
Второй новый русский - это певица Марина Ласло. Было организовано три ее выступления: одно в маленьком зале во Дворце, второе - в салоне в отеле, и третье в пабе. Была также сделана массированная реклама. Больше всех суетился и раздавал интервью Robin Millar, который ранее работал с Sade Alison Moyet, Chrissie Hynde, Patricia Kaas, называя Ласло новым мировым прорывом. Однако и после всего этого действа количество просмотров многочисленных дорогих видеоклипов Ласло, размещенных уже около года на Youtube, не перевалило в среднем за тысячу. Самой певицы в жарких местах MIDEM не было особо видно. Наверное, не царское это дело или не звездное. Ведь на ее сайте так и написано, что «в ее родной стране продажа записей Марины достигла рекордных цифр», значит, точно дело не звездное...
А вообще, конечно, жалко, что Россия не имеет своего стенда. Все имеют! О развитых странах не говорю, - там и французы, и британцы, и финны, - но и тот же Тайвань, даже он представлен внушительным общим стендом. Это удобно и для мелких компаний, и для индивидуальных участников. Да и все же приятно видеть российский флаг и герб на самом престижном музыкальном мероприятии. Но министерству культуры, видимо, это не надо. Но будем надеяться...
Греческая звезда Athena на NRJ Music Awards 2011
Ну и, конечно же, как всегда главным медийным событием MIDEM была церемония награждения премии NRJ Music Awards 2011, самое крупнейшее и значимое в Европе музыкальное мероприятие подобного рода. В этом году присутствовали Shakira, Davia Guetta, Enrique Iglesias, Usher, Black Eyed Peas, James Blunt, Mylene Farmer, Bob Sinclar, греческая звезда Athena и многие другие.
Главным медийным событием MIDEM была церемония награждения премии NRJ Music Awards 2011, самое крупнейшее и значимое в Европе музыкальное мероприятие подобного рода
Фавориткой стала Shakira, забрав две премии - за лучшую исполнительницу и за лучшую песню.
Фавориткой стала Shakira
Так для чего все же участвовать в таких выставках? Что можно от этого получить артистам и участникам рынка, и каковы дальнейшие перспективы? Об этом я продолжу в следующей части своего рассказа.
Эта статья была опубликована на
Newsmusic.ru Все на
www.shulgin.com