Страсти по Чайковскому. Вера.

Dec 13, 2010 01:05


 Вера и  Православие является основополагающим фактором Жизни Чайковского
И это видно из любого аккорда композитора , из любого его слова и слова о нем очевидцев

Итак, вот свидетельства Баланчина в его диалоге с Волковым в книге "Страсти по Чайковскому"
(выделено мною)

Баланчин:  Меня иногда спрашивают: «Как это так - вы вери­те?» К вере нельзя прийти вдруг, ни с того ни с сего. Веру надо постигать с детства, постепенно. И Чайковс­кий так делал, и Стравинский. Они Евангелие читали с детства, наизусть учили. Слова евангельские во всех нас вкоренились. Нас всех крестили, мазали миром, всегда водили в церковь, мы причащались. В веру нельзя пры­гать как в бассейн. В нее надо входить постепенно, как в океан. Это надо делать с детства

Баланчин: Мы учили наизусть Пушкина, Лермонтова, Грибоедова. Раньше мне казалось - тут же все забываю. А теперь, спустя столько десятилетий, оказалось - я много помню! А еще я любил Закон Божий. Чайковский, когда учился, тоже любил больше всего Закон Божий .

Баланчин: Его произведения ставились в Императорском театре! Чайковский верил в Бога и государя с детства

Волков: В 1881 году Чайковский написал Надежде фон Мекк: «Я, кажется, нашел подходящее себе заня­тие. При том религиозном настроении, в котором я нахожусь, мне приятно будет углубиться в русскую церковную музыку. Я начал изучать коренные наши цер­ковные напевы и хочу попытаться гармонизировать их». Чайковский написал «Всенощное бдение», которому дал скромный подзаголовок «Опыт гармонизации бо­гослужебных песнопений для хора». В другом письме он так отозвался о «Всенощной»: «Я являюсь в ней вов­се не самостоятельным художником, а лишь перелага­телем древних наших церковных напевов. Если я не удовлетворю тех, которые ожидают от этого труда по­этических впечатлений, то зато, быть может, окажу серь­езную услугу нашему богослужебному пению...»

Баланчин: Меня не очень впечатляет церковная му­зыка Чайковского. Он прав - она скорее для право­славного обряда, чем для слушания в зале. Чайковско­му, конечно, было нелегко: у православной церкви ни­когда не было своего Баха, Скажем, Бортнянский, Ведель - это же неинтересная музыка, она и Чайковско­му не нравилась. И масса ограничений была, так что Чайковскому было трудно. Вот Стравинский для церк­ви писал замечательную музыку. Стравинский знал и греческий язык, и латинский, ему нравились латинские тексты. «Canticum sacrum», «Реквием» Стравинского - это великие вещи, но они не для русской церкви, а для католической. Хотя сам Стравинский был ревностный православный.

===================================================================

а разве может быть иным истинный Художник???

Вера, служение, Православие, Чайковский, Баланчин, Музыка

Previous post Next post
Up