Александр Сергеевич Фаминцын (Фаминицын)

Mar 23, 2010 15:31

История должна нас многому учить
И историю хорошо бы знать . Если конечно желаем чего то в завтра, нужно знать свое вчера. Потому что ,твое завтра и есть твое вчера .

А вчера было много чего интересного и много удивительных людей

Позвольте представить Александра Фаминцына
Представлю вкраце, ибо собираюсь попозже более представить эту яркую Личность.

То ,что Фаминцын сделал для музыкальной культуры много бесспорно значимого ,не обсуждается.

Хотелось бы обратить внимание на то,что имя его малоизвестно ,ибо незаслуженно умалчивалось

Имя ярчайшего композитора , лучшего музыкального критика и профессора Санкт Петербуржской Консерватории, издателя журнала " Музыкальный салон" и самое главное автора бесценных трудов ,таких как " Древняя индокитайская гамма", " Скоморохи на Руси" , " Русский Детский песенник" и многих других было надолго предано забвению.
Может и пришло время его начать открывать
Открывать Фаминцына и его музыку : симфоническую картину " Шествие Дионисия" ,оперы " Уриэль акоста" и " Сарданапал" , струнные квартеты и фортепианные пьесы.

А почему его предали забвению , вот это весьма важно

А все просто . Не угодил .

В  то время, а это время как раз рассвета "Могучей кучки " и вообще ассимиляции всего  западнического в русский быт, в русскую культуру . И в музыке и в литературе и как потом явится и в быту и в языке . В это время Фаминцын становится  достойным оппонентом Стасову , тому самому Стасову который как мы знаем брался за все ,что можно было в то время отнести к прогрессивному культурному движению. Организовал "Могучую кучку" ,помогал передвижникам,литераторам. Ну был всюду и везде .
Ну не знал Фаминцын ,что Стасов был "назначен" на такую должность и выполнял то,что нужно было не самому Стасову ,что действовал " токма волею пославшей его матушки" .  Не знал этого Александр Сергеевич. Или знал,но стоял все равно на защите Культуры . Истинной Культуры .

Мало кто сделал столько, сколько Фаминцын для сохранения русской Культуры . Его труды Гусли, русский народный музыкальный инструмент: Исторический очерк с многочисленными рисун-ками и нотными примерами" (СПб: Общество любителей древней письменности, 1890), "Домра и сродные ей музы-кальные инструменты русского народа: Балалайка.-Кобза.-Бандура.-Торбан.-Гитара: Исторический очерк" (СПб: Тип. Э. Арнгольда, 1891). Его обширный труд "Биографический и исторический словарь русских музыкальных деятелей" и иные не до сих пор остаются основпологающими в своих областях. А работы "Богиня весны и смерти в песнях и обрядах славян" и "Древнеарийские и древнесемитские элементы в обычаях, обрядах, верованиях и культах славян" до сих пор единственными фундаментальными трудами в данной области .

Критик, глубочайший  знаток славянской музыкальной Культуры увидев серьезную опасность для русской культуры и вступил в полемику со Стасовым . Особенно это касалось работы "Славянофилы-нигилисты в музыке и здравая критика" где он критиковал откуда не возмись появившуюся показную любовь ко всему русскому , в которой он видел нарочитость  . В этой работе он писал "
, что "патриотизм (в нашем случае славянофильство) чувство чрезвычайно похвальное, если оно только не ведет к чудовищной односторонности". В той же статье Фаминцын критиковал оперу "Садко" Римского-Корсакова и чешскую увертюру Балакирева в связи с постоянным использова-нием "трепаков" или, по выражению Фаминцына, "банальных простонародных плясовых песен". Выражался он при этом достаточно определенно: "Гибель тому искусству, которое в "казачке" видит идеал музыки, в площадных шутках черни - идеал юмора, в изображении пьяного мужика - идеал для произведений живописца и скульптора". Из статей Фамин-цына ясно, что, любя русский фольклор, он не был, как это часто пытались представить его критики-нигилисты врагом "народности": будучи дворянином и "классицистом", он четко отделял ее от "простонародности"."
Чуть ранее он выступал с критикой подхода Стасова ,который вел борьбу "за Глинку, против Вагнера", а Фаминцын, наоборот, доказывал, что в России необходимо ставить иностранные оперы, особенно Рихарда Вагнера, поскольку это будет способствовать появлению не подражательного русского оперного искусства.
То есть ,обратите внимание на мудрейшее предложение Фаминцына . Он предлагал не копировать западные образчики ,а ставить именно западные постановки , что бы пресытившись и оттолкнувшись мы сделали нечто уникально свое ,
Предложения,как и вся полемика была настолько обоснована и аргументиирвоана и самое главное верна ,что реакция последовала незамедлительная

- массовая травля в печати
- профилактические обыски и профилактический  арест  на 4 суток
- исключение из преподавательского состава консерватории
- прекращение всех постановок и исполений его произведений
- забвение

А ведь настолько умные и нужные вещи отстаивал Александр Сергеевич Фаминцын
А если бы получилось,то слушали бы мы сейчас больше иной музыки,своей и знали бы о Культуре своей гораздо больше
Но если звезды гасят,значит это кому то нужно.

но в последующем речь будет не о том  кто гасит и зачем,не наше это дело, а будем о Культуре говорить и потихоньку вытаскивать то,что писал А.С Фаминцын и изучать , коли будет конечно желание)

Ведь история должна нас чему нибудь учить

Культура, Могучая кучка, Стасов, История, Фаминцын, Музыка

Previous post Next post
Up