О природе вещей

Aug 19, 2013 16:20

Самое яркое произведение дидактического жанра - поэма Тита Лукреция Кара «О природе вещей» не похожа на стихотворные справочники (как, например, поэма Энния «Деликатесы»). Автор поэмы не просто излагает учение древнегреческого философа Эпикура, но действительно стремится просветить читателя, избавить его от страха перед богами и смертью. Он объясняет в поэме, почему решил облечь спасительное учение Эпикура в стихотворную форму:

...Поскольку учение наше
Непосвященным всегда представляется слишком суровым,
И ненавистно оно толпе, то я хотел я представить
Это ученье тебе в сладкозвучных стихах пиэрийских,
Как бы приправив его поэзии сладостным медом.

Возможна и еще одна причина: если Эпикур спорил с другими философскими школами, то главными оппонентами Лукреция были пророки, то есть защитники религии. Чтобы победить «вещанья пророков», Лукреций облекает сухие и ясные мысли Эпикура в возвышенную, полную пророческой же силы речь.
Как и в учении Эпикура, описание природных явлений подчинено одной цели - показать, что все в мире происходит по естественным законам, что нет причин бояться богов или загробного мира:

...Как в мрачных потемках дрожат и пугаются дети,
Так же и мы среди белого дня опасаемся часто
Тех предметов, каких бояться не более надо,
Чем того, чего ждут и пугаются дети в потемках.
Значит, изгнать этот страх из души и потемки рассеять
Должны не солнца лучи и не света сиянье дневного,
Но природа сама своим видом и внутренним строем.

Поэма состоит из шести книг: первые две излагают учение об атомах - «первоначалах вещей»; третья доказывает, что душа смертна, а потому нет загробных мук и бояться смерти нелепо; в четвертой рассказано о теории восприятия и описаны мучающие людей иллюзии; пятая говорит об устройстве Вселенной и ее смертности, о происхождении и развитии человечества; шестая посвящена атмосферным и другим природным явлениям и катаклизмам, а завершается описанием чумы в Афинах.

Одной из главных черт дидактической поэзии эллинизма было прославление выбранного предмета - звезды, рыб и т. п. описывали как некое чудо. Лукреций, напротив, вслед за Эпикуром отучает читателей удивляться, все время повторяя: «Не диво, что...», поскольку удивление перед непонятным, по его мнению, причина суеверий и страха. При этом он рисует самую грандиозную и выразительную во всей античной поэзии картину природы, вбирающую все - от Вселенной до мельчайших деталей:

В луже стоячей воды, глубиною не более пальца,
Что меж камней мостовой соберется на улицах наших,
Видно такую же глубь необъятную нам под землею,
Как от земли до небес, распростертую бездной открытой;
Нам представляется тут, что и тучи мы видим, и небо,
И в изумленье глядим на небесные звезды под землею.

Лукреций неистощим и в отыскании наглядных примеров для умозрительных частей учения. Вот как он говорит о существовании «атомов»:

...На морском берегу, разбивающем волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце вися, оно сохнет;
Видеть, однако, нельзя, как влага на нем оседает,
Да и не видно того, как она исчезает от зноя.
Значит, дробиться вода на такие мельчайшие части,
Что недоступны они совершенно для нашего глаза.

Рассказывает он и о движении этих «мельчайших частей»:

Вот посмотри: всякий раз, когда солнечный свет проникает
В наши жилища и мрак прорезает своими лучами,
Множество маленьких тел в пустоте, ты увидишь, мелькая,
Мечутся взад и вперед в лучистом сеянии света;
Будто бы в вечной борьбе они бьются в сраженьях и битвах...
...
Можешь из этого ты уяснить себе, как неустанно
Первоначала вещей в пустоте необъятной мятутся.

Постоянная тема поэмы «О природе вещей» - контраст между блаженством мудреца и мучениями обычных людей:

Сладко, когда на просторах морских разыграются ветры,
С твердой земли наблюдать за бедою, постигшей другого,
Не потому, что для нас будут чьи-либо муки приятны,
Но потому, что себя все опасности чувствовать сладко.
Сладко смотреть на войска на поле сраженья в жестокой
Битве, когда самому не грозит никакая опасность.
Но ничего нет отраднее, чем занимать безмятежно
Светлые выси, умом мудрецов укрепленные прочно:
Можешь оттуда взирать на людей ты и видеть повсюду,
Как они бродят и путь, заблуждаяся, жизненный ищут...

Лукреций считал, что чем ужаснее будет нарисованная им картина обычной, то есть непросвещенной, жизни, тем сильнее читатель захочет обрести спасение в предлагаемой философии. Поэтому поэма полна мрачных описаний человеческих страхов и бед.
Эти описания повлияли, возможно, и на биографические сообщения об авторе. Почти все, что известно о поэте, - запись в «Хронике» Блаженного Иеронима: «Родился поэт Тит Лукреций, который потом, сведенный с ума любовным зельем, во время просветления написал несколько книг, потом изданных Цицероном, и покончил с собой в возрасте 43 лет».
Сообщения о безумии и самоубийстве поэта одни ученые считают достоверными, другие - вымыслом.

до нэ, лекции по литературе, схема, Рим

Previous post Next post
Up