Кинетические конструкции Наума Габо

Jul 02, 2015 13:45

Наум Габо - автор одной из первых кинетических конструкций в истории искусства модернизма. Ему также принадлежит первенство в использовании термина «кинетический» в отношении художественных произведений с движущимися элементами.
Кинетическое искусство в основе своей строится на принципе движения формы, не просто как физического перемещения объекта, но в любом его изменении, трансформации. Габо дал этому явлению название «кинетический ритм». Вот что он заявил в «Реалистическом манифесте»:
«Мы отвергаем тысячелетнее Египетское заблуждение искусства, считающее статистические ритмы единственными элементами изобразительного творчества.
Мы утверждаем в изобразительном искусстве новый элемент КИНЕТИЧЕСКИЕ РИТМЫ, как основные формы наших ощущений реального времени».

«Стоячая волна»:



Кубисты лишь имитировали движение, изображая на плоскости все проекции объемных предметов, футуристы - используя прием мелькания. Габо создает «Кинетическую конструкцию» - трехмерную форму, существующую еще и в четвертом измерении - времени.

«Кинетическая конструкция» (в покое и в движении):



«Кинетическая конструкция» была создана в Москве зимой 1919-1920 года в мастерских Политехнического музея. Она представляет собой металлический прут, к которому подсоединено устройство на основе электромагнита, приводящее этот вертикальный элемент в динамическое состояние, раскачивая его волнообразно. Скорость вибрации и ритм заданного движения таковы, что глаз воспринимает только совокупный трехмерный образ. Перед нашими глазами - траектория движения вибрирующего стержня, объем, которого нет, визуальное эхо.

В 1920-е годы Габо большое внимание уделял свету: «Посмотрите на солнечный луч: тишайший из тишайших сил пробегает 300 000 километров в секунду».

«Колонна»:



С любой точки зрения зритель видит всю конструкцию «Колонны». «Прозрачные объекты дают мне возможность насколько это допустимо дематериализовать содержание моего произведения. Под дематериализацией я подразумеваю сделать его как можно ближе к объекту духовному».

Его интерес к прозрачности и кинетике привел его к использованию струн - нейлоновых нитей.

«Линейная конструкция в пространстве № 1»:



Настоящее имя Наума Габо - Наум Борисович [Неемия Беркович] Певзнер, родился в Брянске.

Из книги: Сидлина, Н. Кинетические конструкции Наума Габо // Искусство скульптуры в XX веке: проблемы, тенденции, мастера : Материалы международной научной конференции. - М. : Галарт, 2010.

скульптура, двадцатый, авангард, мерцание, художники

Previous post Next post
Up