Тут Андрей Десницкий в одном из своих последних постов писал о Барте Эрмане, и начал своё рассуждение со следующих слов: «Пожалуй, самый известный русскому читателю иностранный автор, который пишет о Новом Завете - это Барт Эрман». И правда, массово переводят и читают именно его, и представление о библеистике основывают именно на нём, а не, скажем, на Клаусе Бергере - новозаветнике гораздо более серьёзном и интересном, да и многих других библеистов можно было бы здесь упомянуть. Почему же именно Эрман так пришёлся ко двору? Я думаю, потому, что он оказался очень созвучен важной для нас проблеме расцерковления и выхода из субкультуры (слово неточное, лучше, может быть, «суб-церковности», но буду пользоваться привычным термином). Объясню, что я имею в виду.
Барт Эрман, на мой взгляд - выскажусь здесь пуритански-консервативным языком, - орудие диавола по успешному превращению современной библеистики в Новую Атеистическую Пропаганду. И здесь интересен вот какой момент. В начале своей книги «Великий обман» Эрман пишет как бы впроброс, как о чём-то само собой разумеющемся и привычном: «в переходном возрасте я стал рождённым свыше христианином, окончил среднюю школу и отучился в фундаменталистском библейском колледже». То есть Эрман утверждает, что был рождён свыше, а потом усомнился в правоте Библии, увидев в ней противоречия - и пошёл разматываться клубочек.
Но нет, он не был рождён свыше. Для рождённого свыше христианина «противоречия» Библии ничего не значат, потому что он понимает Библию и относится к ней иначе, чем невозрождённый христианин. Для рождённого от Духа христианина характерно двуединое сочетание «внутреннего слова» («помазания, которое учит нас всему», 1 Ин. 2, или «ума Христова», 1 Кор. 2, 16) и «внешнего слова», то есть Св. Писания, причём внешнее слово понимается через внутреннее, а внутреннее слово поверяется внешним. И в этом свете в Библии не противоречия, а духовные антиномии, а всякие внешние нестыковки (лишившие Эрмана веры) вообще не важны. К рождённому свыше христианину в полной мере относятся слова Апостола: «сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса» (1 Кор. 12:3), как это делает Барт Эрман.
Нет, это было не рождение свыше, а попадание в субкультуру. Я много говорю об этом применительно к нашей православной действительности - но субкультура свойственна всем деноминациям. Субкультура в данном контексте - это узкая навязываемая «церковным социумом» охранительная самоидентификация, и она есть у всех христиан. Харизматы, например, воспитываются в том, что признак подлинной христианской жизни - это «говорение на языках»; а евангелики, к которым принадлежал Эрман - что все непременно должны быть явно «рождёнными свыше» и фундаменталистски веровать в букву Писания. Вот Эрман, как неравнодушный и внутренне честный человек, повзрослев, стал естественным порядком от субкультуры избавляться, из неё вырастать. Но так как свыше он рождён не был (он был в этом всего лишь убеждён своей субкультурой), то он в полной мере и столкнулся с проблемой расцерковления.
Дело в том, что «расцерковляться» нужно аккуратно и правильно. Из субкультуры и псевдотрадиции нужно переходить, возрастая, в живую культуру и подлинную традицию - а не расцерковляться в «никуда», в нигилизм, когда, сидя на маятнике, несущимся к другому полюсу, человек со свистом пролетает центральную Точку - Христа. Чаще всего происходит, увы, именно так... и тут есть интересный нюанс.
В нашей православной субкультуре о новом рождении свыше вообще ни слова не говорят, и Священное Писание для неё по сути чуждо и нежелательно. Поэтому, «расцерковляясь» из этой субкультуры, для христианина есть куда прибегать - перед ним раскрывается Писание и он начинает задумываться о том, что такое это новое рождение свыше. Но когда субкультура паразитирует именно на этом - на Писании и новом рождении, - тогда человеку в сто раз труднее правильно «расцерковляться», потому что ориентиров не остаётся - ведь именно от них он отталкивается в своём противлении субкультуре. Тогда остаётся - Новый Атеизм... что, увы, я и вижу на примере и Барта Эрмана, и многих других. Да, под всем этим - подлинная потребность живой человеческой души сбросить с себя морок дезинформации... но без Живого Христа, нашего Господа и Бога, и Его безошибочного слова только хуже становится - «бывает последнее горше первого».
Итак - ура Православию! в нём больше всякого пространства!
игумен Петр (Мещеринов)