Православные романтики

Aug 15, 2023 13:31


Laberthonniere когда-то написал нашумевшую (и запрещенную) книгу: "Греческий идеализм и христианский реализм". Мне думается, что можно и нужно было бы написать книгу: "О реализме Православия и романтизме (нет, не идеализме) православных". Думаю об этом, вспоминая службы в Париже - на rue Daru, на Lecourbe, на Olivier de Serres, на Exelmans. Абсолютный (я не преувеличиваю) разрыв между содержанием (что читается, поется, "совершается") и его восприятием молящимися. Бессознательный, лучше - подсознательный испуг от мысли, что вдруг "станет понятным". Но все, слава Богу, густо покрыто лаком славянского языка, закрыто иконостасом и завесами, разбавлено и обезврежено обычаями и традициями, сознанием и гордостью, что мы все это (что?) - "храним", "сохранили". И в "это" (что?) обращаются и иноверцы, и молодежь "там", и нарастает уже романтизм, так сказать, "второй степени" - "охранение охранения". И все преподносится Западу как мистическое чувство, таинство богочеловеческой жизни и тому подобное. И иногда понимаешь иконоборческий пафос, вдохновляющий других христиан, задыхающихся в этом парчовом романтическом номинализме. И выходит так, что не жизнь, служение и учение Христа (включая "и начал ужасаться и тосковать" (Мк. 14:33) мы "актуализируем" в нашем богослужении, а, напротив, им превращаем трагедию этой и жизни, и служения - в некую прекрасную и гладкую "литургическую мистерию".
Прот. Александр Шмеман
Из Дневников

Жизнь церковная, Шмеман, Церковнославянский язык, Богослужение

Previous post Next post
Up