Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)

Apr 05, 2023 11:54



«Вход Господень в Иерусалим» еще этот праздник называют «Вербным воскресеньем», потому что освящаются вербочки (ветки вербы). Интересно наблюдать за людьми, которые в этот день приходят в храм только с одной целью, чтобы на их вербочку попала хотя бы капля святой воды. Довольные и счастливые расходятся по домам, по дороге могут кого-нибудь из своих знакомых побить этими прутьями (правда обычно это делается не сильно). А зачем вообще эти ветки нужны и что с ними делать потом, почти никто не задумывается. Для большинства нашего народа достаточно просто отдать дань традиции, а дальше «ничего не знаю и знать не хочу».

«Вход Господень в Иерусалим»… То есть мы вспоминаем, как Христос входил в г. Иерусалим, зная, что Его там предадут на смерть и убьют страшной, позорной, мучительной смертью. Зная все, что с Ним произойдет, Христос не побоялся всего этого, а тихо и кротко пошел в Иудейскую столицу. Толпа радостно встречала Его и кричала: «Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне (т.е. достоин хвалы, идущий от имени Господа, от Бога посланный) Царь Израилев! Осанна в вышних!» Многие клали на землю свою верхнюю одежду, кто-то постилал пальмовые ветви. [Пальмовая ветвь вручалась победителю, также как лавровый венец]. В тех странах, где растут пальмы, на этот праздник люди приходят в храм не с вербочками, а именно с пальмовыми ветками. У нас же на Руси традиционно сложилось так, что мы идем в храм с ветками вербы, так как это дерево распускается самым первым. Весеннее пробуждение после мертвого зимнего сна символизирует собой воскресение.

Почему толпа так радостно встречала Христа?… Весь народ ждал Мессию (т.е. Спасителя). За долгий период ожидания люди начали забывать, от чего будет спасать Мессия. Многие начали думать, что придет некто, кто поднимет восстание против римских оккупантов и спасет страну от рабства. Забыли люди, что нуждаемся мы в первую очередь в спасении от греха и смерти, хотя Бог многократно напоминал об этом через Своих пророков. Но кто их слушал? Единицы. Так и Самого Бога Иисуса Христа услышали тоже только единицы. Толпа, которая кричала: «Осанна вышних!», меньше чем через неделю на пятый день кричала: «Распни Его!!!» Все, что Христос делал во время Своей земной жизни, было не ради славы или известности, не для удовлетворения каких-то личных амбиций, а все ради нас людей и ради нашего спасения. Вход Господень в Иерусалим - это начало Его Крестного пути, начало Его искупительного подвига, который совершил опять же ради нас.


А что мы?… В воскресенье в сам праздник еще вспоминаем, что мы вроде как православные и чуть ли на головы лезем, чтобы только освятить свои вербочки, а потом что?… В понедельник уже и не помним о Христе ничего, а может даже и не знали. Не до Него, ведь надо к следующему празднику готовиться, напечь булок и т.п. Никто же не призывает к тому, чтобы в доме не было праздничного стола или не затевалась генеральная уборка, просто обидно, что за всеми этими хлопотами забываем мы о своем спасении, о котором забыли евреи, распявшие Христа.

По поводу вербочек. Большинство людей хотят лишь одного, чтобы у них в руках прутики были именно мокрыми от обильного попадания святой воды. На самом деле важно внимательно выслушать молитву, которую священник читает на освящение верб. «Господи Боже наш, Восседающий на херувимах! Ты воздвиг Силу - Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он Своим крестом, погребением и воскресением спас мир. И когда Он, явившись для этого, шел в Иерусалим на добровольные страдания, то народ, пребывавший во тьме и смертном мраке, взявши пальмовые и других деревьев ветви, как символы жизни, возвещал ими о воскресении. О, Владыка, Ты Сам сохрани и сбереги и нас, подобно им носящих в руках в этот предпраздничный день пальмовые и других деревьев ветви; и, сохраняя нас, удостой, чтобы мы с пением духовных песней и песнопений, как и те народы и дети, воспевающие Тебе «Осанна», встретили Тридневное Животворящее Воскресение во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь». Получается, что испрашивается благословение Божие не на ветви, а на людей, держащих эти ветви. Если на вашу вербочку не упадет ни одной капли святой воды, то освящение все равно совершится по вере вашей. Не вода же освящает, а Святой Дух. Кропление святой водой служит лишь видимым знаком того, что невидимая благодать Божия касается нас.

Освященными ветками вербы не нужно никого бить, просто принесите их домой и пусть они хранятся возле икон. Прошлогодние же можно сжечь.

Поздравляю всех с наступающим праздником Входа Господня в Иерусалим и желаю всем спастись!

Жизнь церковная, Мои статьи, Мои раздумья, Жизнь духовная, Ликбез

Previous post Next post
Up