Предопределение по Августину

Jul 27, 2021 12:30


«Кому что уготовано». Эту фразу зачастую употребляют в контексте того, что есть судьба, то есть некое предопределение, и от этого никуда не денешься. Мы, христиане, верим, что кроме земной жизни есть еще загробная, и мы надеемся на спасение, то есть, что избавимся от вечной смерти и окажемся в Раю. Так вот есть христиане, которые верят, что спасение кому-то уготовано, а кому-то нет. Одним из самых известных христианских богословов, который учил о предопределении, был святой Августин Блаженный.

Лично я не сильно знаком с его письменными трудами, но в одном учебном пособии по философии об Августиновском учении о предопределении прочел следующее:

«На первый взгляд божественное предопределение, по Августину исключает свободу человеческой воли, то есть - сознательный выбор добрых или злых мыслей и поступков в земной жизни. И действительно, зачем человеку думать о том, что делать и чего не делать, выбирать свой жизненный путь и отвечать за свои дела, если изначально все предопределено? Однако существенным элементом учения Августина о предопределении является утверждение о том, что мы не знаем этого предопределения, не ведаем своей будущей участи, а это незнание и открывает пространство для свободы воли.

И действительно, хоть все тотально предопределено, но я об этом ровным счетом ничего не знаю, то это предопределение никак не может влиять на мою повседневную жизнь. Ведь если я не знаю о будущем, то волей-неволей должен сам строить его, на свой страх и риск принимать решения, к чему-то стремиться, от чего-то отвращаться, задумываться о своей жизни и отвечать за все, творимое мной. Кроме того, если даже люди и разделены изначально на праведных и грешных, мы также не знаем о возможности или невозможности изменения этого предопределения на основе жизненных деяний каждого из нас. А вдруг возможно изменение начальной предопределенности в результате тех или иных мыслей и поступков человека (ведь для Бога нет ничего невозможного, а воля его бесконечна). Это неведение божественных замыслов и планов, непредсказуемость божественной воли и делает волю человека свободной.

Таким образом, предопределение, не только не освобождает человека от выбора и ответственности, но, как то ни удивительно, предполагает в его жизни и то, и другое. Жесткая только на первый взгляд заданность каждой человеческой жизни, все же не так безусловна: будучи существом разумным, человек осознает свои поступки, может выбирать между хорошим и дурным, добром и злом, жить по совести или же - бессовестно; при этом ни на что однозначно не надеясь и не рассчитывая, потому что - кто будет спасен, а кто - наказан, не знает ни один из нас.

Вообще, говорит Августин, наказание существует только потому, что есть грех или зло, которое не может быть безнаказанным».
Дмитрий Гусев
«Популярная философия»

Мои раздумья, Жизнь духовная, Святые отцы

Previous post Next post
Up