«Кому что уготовано». Эту фразу зачастую употребляют в контексте того, что есть судьба, то есть некое предопределение, и от этого никуда не денешься. Мы, христиане, верим, что кроме земной жизни есть еще загробная, и мы надеемся на спасение, то есть, что избавимся от вечной смерти и окажемся в Раю. Так вот есть христиане, которые верят, что спасение кому-то уготовано, а кому-то нет. Одним из самых известных христианских богословов, который учил о предопределении, был святой Августин Блаженный.
Лично я не сильно знаком с его письменными трудами, но в одном учебном пособии по философии об Августиновском учении о предопределении прочел следующее:
«На первый взгляд божественное предопределение, по Августину исключает свободу человеческой воли, то есть - сознательный выбор добрых или злых мыслей и поступков в земной жизни. И действительно, зачем человеку думать о том, что делать и чего не делать, выбирать свой жизненный путь и отвечать за свои дела, если изначально все предопределено? Однако существенным элементом учения Августина о предопределении является утверждение о том, что мы не знаем этого предопределения, не ведаем своей будущей участи, а это незнание и открывает пространство для свободы воли.
И действительно, хоть все тотально предопределено, но я об этом ровным счетом ничего не знаю, то это предопределение никак не может влиять на мою повседневную жизнь. Ведь если я не знаю о будущем, то волей-неволей должен сам строить его, на свой страх и риск принимать решения, к чему-то стремиться, от чего-то отвращаться, задумываться о своей жизни и отвечать за все, творимое мной. Кроме того, если даже люди и разделены изначально на праведных и грешных, мы также не знаем о возможности или невозможности изменения этого предопределения на основе жизненных деяний каждого из нас. А вдруг возможно изменение начальной предопределенности в результате тех или иных мыслей и поступков человека (ведь для Бога нет ничего невозможного, а воля его бесконечна). Это неведение божественных замыслов и планов, непредсказуемость божественной воли и делает волю человека свободной.
Таким образом, предопределение, не только не освобождает человека от выбора и ответственности, но, как то ни удивительно, предполагает в его жизни и то, и другое. Жесткая только на первый взгляд заданность каждой человеческой жизни, все же не так безусловна: будучи существом разумным, человек осознает свои поступки, может выбирать между хорошим и дурным, добром и злом, жить по совести или же - бессовестно; при этом ни на что однозначно не надеясь и не рассчитывая, потому что - кто будет спасен, а кто - наказан, не знает ни один из нас.
Вообще, говорит Августин, наказание существует только потому, что есть грех или зло, которое не может быть безнаказанным».
Дмитрий Гусев
«Популярная философия»