Православное богослужение по своему содержанию насыщено пышностью и торжественностью. Избавляться от этого совершенно нет никакой необходимости. Мы же не говорим военным офицерам снимать со своей формы аксельбанты или отказываться от традиции синхронно маршировать во время парадов. В Евангелии Христос сравнивает Царство Божие с крохотным горчичным зерном, из которого вырастает дерево (Мф. 13,31-32). Если кто-то посчитает, что православные слишком перегружают свое богослужение обрядностью и что, надо вернуться в изначальной простоте, то такие люди будут похожи на тех, кто потребует от дерева вновь стать зерном, из которого оно выросло.
Безусловно, за деревом нужен уход и отдельные ветки надо обрезать. Эта самая «обрезка» происходила в православном богослужении. Все, что есть на сегодняшний день, выверено временем. Есть некоторые элементы, которые ушли в историю. Так, например, еще в апостольскую эпоху в отдельных областях можно было увидеть как некоторые христиане за богослужением «говорили на языках». По сути это было вхождение в трансовое состояние, и человек произносил разные слова или звуки. Причем никто из рядом стоящих не мог разобрать смысла произносимого. В Библии можно прочесть, как уже апостол Павел в своем послании к Коринфянам негативно отзывался о подобных практиках. Со временем христиане вовсе отказались от них. В наше же время некоторые современные протестанты подбирают эти самые «обрезанные ветки» и даже делают их кульминацией своих молитвенных собраний. Получается, что ветки расцениваются в качестве ствола.
Как видим, отвержение церковного наследия ни к чему хорошему не приводит. Очень хорошо по этому поводу сказал протоиерей Александр Мень: «Пренебрегая многовековым наследием Церкви, опытом ее святых, учителей и мудрецов, христианин легко оказывается в плену субъективного мистицизма, смутных «религиозных переживаний», представляющих собой немалую опасность для души. Даже самая искренняя личная вера рискует остаться без опоры, если она не связана с прочным фундаментом подлинного церковного опыта. Только со смирением принимая путь ученичества, мы можем избежать как поверхностной рассудочности, так и лжемистической «прелести»».