Адам, как мы уже знаем, «земнородный», от слова адама - «земля», - именование как первого человека, так и всей совокупности человечества - все-Адам (с приставкой «кол» древних еврейских толкований). Апостол Павел применил это имя ко Христу - «Новый Адам».
Митрополит Антоний (Храповицкий) пишет в своем сочинении «Нравственная идея догмата Церкви», ссылаясь на ап. Павла, свт. Григория Богослова и Исаака Сирина: «В Св. Писании и Предании новым Адамом или новым человеком называется и Сам Христос и Церковь, возглавляемая Христом».
Трудно себе представить, чтобы ап. Павел, хорошо знавший св. Писание и св. Предание древних евреев, употребил эту аналогию без мысли об Адаме как о «Все-Человеке», поскольку именно в том ее суть. Таким образом, предание о всечеловечности Адама, то есть о том, что во Адаме было сотворено все человечество, следует полагать восходящим к ап. Павлу и от него дошедшим к свт. Василию. Апостол Павел пишет в послании к Ефесянам: «Благословен Бог и Отец Господа Нашего Иисуса Христа, благословивший нас во Христе всяким духовным благословением в небесах, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф.1:3-4).
Александр Храмов
«Обезьяна и Адам. Может ли христианин быть эволюционистом?»