Зачем страдал Христос?

Oct 04, 2018 23:53


Фильм «Страсти Христовы» режиссера Мела Гибсона, если даже кто-то не смотрел, но наверняка знает каждый, что сюжет этой кинокартины о страданиях Иисуса Христа. Я не кинокритик и статья совсем не про кино. Мне только хочется верить, что каждый зритель после просмотра задумывался, а зачем или почему Христос претерпел такие мучения?
Распятие на кресте - было очень жестоким видом смертной казни. Человек умирал, прикованный к кресту, в тяжелейших муках. Распинали самых отъявленных преступников.

Для того чтобы объяснить, зачем Господь позволил Себя распять, в Римо-Католической церкви использовали юридические термины, и таким образом в XII-XIII веках появилась юридическая теория искупления. Смысл ее заключается в следующем. Человек оскорбил Бога первородным грехом, то есть тем грехом, который совершили первые люди, еще находясь в раю. Для средневекового мышления тяжесть наказания зависела от того, против кого совершено злодеяние. Например, одно дело украсть лошадь у крестьянина и совсем другое дело украсть лошадь у короля. Раз преступление совершено против Самого Бога, значит полагается высшая мера наказания - смерть. Однако человек в силу своей ограниченности не может выполнить условия бесконечного искупления. Даже если все человечество будет умерщвлено, то все равно это не покроет всех масштабов преступления. Поэтому безмерный выкуп за людей приносит Бог Сын, Который становится человеком, не переставая быть Богом, - это и есть Иисус Христос. Он берет на себя осуждение на крестную смерть вместо грешного человека и таким образом восстанавливает Божественную справедливость, а человеку открывается доступ к Божьей благодати.

В начале двадцатого века русские богословы сформулировали так называемую «нравственную теорию искупления». Основной смысл ее заключается в том, что раз первый человек Адам в раю не послушался Бога, съев запретный плод с древа познания добра и зла, то Бог Сын проявил величайшее послушание Богу Отцу даже до смерти на деревянном кресте. Таким образом, Иисус Христос, Которого мы еще называем «новым Адамом», является для нас эталоном послушания Богу.

Обе эти теории, как юридическая, так и нравственная, имеют свою ограниченность, то есть они не раскрывают в полной мере смысл искупительной крестной жертвы. В XX столетии, обратившись к наследию святых отцов, православные богословы смогли выразить органическую теорию искупления. Грех в православии всегда понимался не в юридическом смысле (некий проступок, нарушение какого-то определенного законодательного пункта) и даже не в нравственном (проявление непослушания). Для православного христианина грех - это в первую очередь болезнь человеческой природы, возникшая в результате отдаления человека от Бога. Избавиться от греха - это означает получить исцеление, т.е. должно произойти органическое преобразование или преображение, а в конечном итоге - обо́жение нашего человеческого естества. Именно для того, чтобы освободить людей от греха, т.е. дать нам исцеление, Иисус Христос взял на Себя грехи всего мира и вознес их на крест в искупительную жертву.

Для объяснения органической теории приведем следующий пример. Где-то в Африке среди людей стала распространяться неизлечимая смертельная болезнь. Все преисполнились желанием получить лекарство от этого вируса, но лечить нечем, и никому не удается ничего придумать. Создать необходимую вакцину под силу только самому настоящему Врачу и Исцелителю. Этот Самый Врач не просто сидит в одном из европейских университетов и размышляет, как помочь несчастным африканцам, а лично едет в Африку и разделяет со всеми больными тяготы болезни. Кроме того, Он сам заболевает этим вирусом, чтобы в Себе выработать иммунитет к этой болезни. Так как Он истинный Целитель, то Ему это удается. Лекарство есть, осталось только принять его. Для этого надо просто обратиться к Врачу, чтобы Он поделился Своей иммунной системой, ведь Он никому из обращающихся не отказывает. Главное только, чтобы обращение было искренним.

Мы упомянули католиков с их юридической теорией искупления. Не лишним будет вспомнить и про протестантов. Далее я приведу цитату англиканского богослова Клайва Льюса из его книги «Просто христианство».
«Центральная мысль христианской веры в том, что смерть Христа каким-то образом оправдала нас в глазах Бога и дала нам возможность начать сначала. Как это было достигнуто - вопрос другой. На этот счет немало соображений. Но с тем, что мысль эта верна, согласны все христиане. Я скажу вам, что я сам думаю. Все разумные люди знают, что, если вы устали и проголодались, хороший обед пойдет вам на пользу. Обед этот - не то же самое, что современная теория о питании, обо всех этих витаминах и протеинах. Люди ели обеды и чувствовали себя после них лучше задолго до появления теорий, и если теории когда-нибудь забудут, это не помешает людям по-прежнему обедать. Теории о смерти Христа - не христианство. Они лишь пытаются объяснить механизм его действия …»

Действительно очень важно верующему христианину быть не просто теоретиком в христианстве, а постоянным практиком. В приведенной выше притче про Врача есть продолжение. Этот самый Врач, уезжая из Африки, на неопределенный срок, открыл клинику с подготовленным медперсоналом и всем необходимым. Со временем клиника стала представлять собой не просто стационарный госпиталь, а целую сеть таких клиник по всему континенту. Больница, основанная Врачом,- это образ Церкви. Именно в Церкви через молитву и участие в церковных таинствах мы можем приобретать бесценный практический опыт единения с Богом. Если мы не будем приобретать этот опыт, то тогда страдания Христа, которые Он претерпел не только за все человечество, но и за каждого из нас в частности, окажутся просто напрасными.

Притчи, Мои раздумья, Жизнь духовная, Клайв Льюис, Мои статьи, Католики, Кино, Церковное сознание

Previous post Next post
Up