Очень многие люди больше всего бояться остаться в одиночестве, которое больше всего пугает тем, что не с кем будет общаться, вести дружеские беседы, делиться своими впечатлениями. Для того, чтобы оказаться в такой ситуации, совсем не обязательно попадать на необитаемый остров.
Почувствовать одиночество можно даже в очень крупном городе с большим количеством населения. Родственники уехали, друзья заняты своими делами, никто не звонит и даже в социальных сетях никто не отвечает на сообщения, до нас никому нет дела - и человек чувствует себя оставленным и никому не нужным. От такого одиночества можно испытывать даже мучения, и они могут показаться невыносимыми.
Русский старец Силуан, живший в монастыре на святой горе Афон, проливал потоки слез о миллионах несчастных, пребывающих во мраке безбожия и лишенных радости общения со своим Создателем. Ведь всякое одиночество может быть восполнено общением с Богом или, другими словами, молитвой. Молитва - это не просто вычитывание текстов из молитвослова, молитва - это таинство нашего общения с Богом.
Кроме молитвы «Отче наш», которой научил нас Сам Господь, мы произносим также и другие молитвы. Авторами священных текстов являются святые отцы, которые через подвиги поста, смирения и различными другими добродетелями, достигали такой духовной высоты, что могли общаться с Богом уже совсем на ином языке. Если внимательно вчитываться в тексты молитв, то можно увидеть, какой глубокий смысл находится в них. С помощью молитв, составленных святыми отцами, мы учимся искренней молитве.
Молиться можно и своими словами. Язык молитвы не обязательно должен быть церковнославянским. Кроме того, полезно даже использовать молитвословы с параллельным переводом или самостоятельно со словариком переводить непонятные слова и выражения. Тогда мы будем молиться не только сердцем, но и умом.
Молитва дается молящемуся. Эти слова означают то, что молитве нужно учиться. Не просто заучивать тексты, а именно учиться молиться. И на самом деле, приходится немало потрудиться, чтобы наша молитва не являлась вычитыванием «заклинания», а была общением с Богом. Порой мы можем даже не ощущать необходимости в молитве, но все равно должны себя понуждать к Богообщению, для этого и составлены утренние и вечерние молитвенные правила. Только следовать им нужно без фанатизма, а с рассудительностью. Главное, не количество прочитанных молитв, а искренность нашего сердца. Полезно будет перед тем, как мы начнем молитву, просто постоять какое-то время в тишине, чтобы освободиться от суетных мыслей и все свое сознание устремить к общению с Богом.
Чаще всего мы обращаемся молитвенно к Богу с какой-нибудь просьбой. Однако следует помнить, что мы не всегда получим просимое. Один пожилой человек вспоминал, как он в детстве усердно просил Бога дать ему такие же зубы, как у его дедушки. Зубы были особенные: ими можно было пугать, их можно было класть в стакан с водой. Как же радовался этот человек, что Господь не исполнил его просьбу. Еще мы можем не подумать о том, что, когда мы просим у Бога попутного ветра, то это может оказаться бурей на море для других. Господь лучше знает, что нам на пользу. Поэтому хорошо в молитве к нашим просьбам добавлять слова, которые произнес Иисус Христос в Гефсиманском саду, когда просил Отца избавить Его от крестных страданий: «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк 22:42).
Молитвы мы обращаем не только к Единому Господу, но и к Пресвятой Богородице, ангелам и святым, к тем людям, которые настолько угодили Богу своей земной жизнью, что их потом после тщательного исследования наделили этим наименованием. Находясь у Престола Божьего и слыша наши молитвы, они молятся Богу о нас. Кроме того, молитва, обращенная не только к Богу, но и к другим небожителям является общением между всеми членами Церкви как Тела Христова (Еф.1:22-23). Для удобства можно стать перед иконой, только при этом помнить, что молимся мы не самой иконе, а тем, кто на ней изображен. Во всяком случае, любая икона помогает нам сконцентрироваться и не блуждать глазами и мыслями. Те же функции могут выполнять свеча или лампада.
Когда же молитва для нас станет не просто привычкой, а необходимой душевной потребностью, то каждый раз во время молитвы мы будем ощущать радость от молитвенного общения с Богом. Только не нужно ждать неких душевных восторгов, после того как помолимся. Кроме того, учителя церкви даже предупреждают нас, что можно впасть в духовный самообман - прелесть. Человек в таком состоянии уже не думает о своей греховности и о необходимости покаяния. Такому «святому» уже даже Бог не нужен, он просто замыкается в своей гордости и в своем тщеславии.
Чтобы ощущать радость от общения с Богом, мы должны также уметь общаться и с окружающими нас людьми. Мы уже приводили слова апостола Иоанна Богослова: «Кто говорит «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1Иоан.4:20). Поэтому, общаясь с нашими ближними, мы всегда должны стремиться к тому, чтобы никого не оскорбить и не обидеть, чтобы наше общение приносило только радость. А радость для нашей души - это всегда бальзам.
Есть еще один вид молитвы - это чтение Священного Писания, т.е. Библии. Молитва - это богообщение. Когда мы произносим молитву - мы обращаемся к Богу. Когда же читаем Священное Писание, то Бог обращается к нам. О том, как следует начинать читать Библию, хорошо сказал протоиерей Александр Мень: «И когда вы откроете эту толстую Книгу, не торопитесь читать первые строки, идите в центр, в самую суть, откройте Евангелие и там услышите голос христианства, голос Христа. Голос того, что называется Радостной Вестью. Это обновляющее, это вечное, это непреходящее».
Совершать молитву можно в любом месте, а не обязательно только в храме. Как говорил святитель Иоанна Златоуст: «Где бы ты ни был, везде можешь поставить молитвенный жертвенник». Однако, домашней молитве предпочтительнее, конечно же, богообщение в храме. Там, помимо того, что мы обращаемся к Богу со всеми собравшимися, еще имеем возможность участвовать в церковных таинствах. Храм для многих людей является утешительным прибежищем, где человек может излить перед Господом свою душу, все, что у него наболело или же высказать слова благодарности за те милости Божьи, которые он заметил в своей жизни.
Наши прародители Адам и Ева, живя в Раю, пребывали в блаженстве, потому что общались со своим Творцом непосредственно и испытывали постоянную радость от этого общения. После грехопадения человек утратил ту способность общения со своим Создателем, которая была у него в Раю. Теперь, когда мы учимся молитве, то мы стремимся к восстановлению утраченной гармонии с Богом.