Нет. Все-таки не зря придуманные Минфином для населения облигации федерального займа назвали «народными». Именно народными в кавычках. Название полностью отражает их суть. Ни о каком народе там и речи нет, и это слово используется лишь для того, чтобы четко обозначить, с кого конкретно Минфин и правительство хотят собрать сбережения, дав при этом подзаработать своим банкам.
В середине апреля Минфин планирует выпустить для населения нерыночные облигации федерального займа (ОФЗ). Очевидно, что правительство считает, что население живет слишком хорошо и надеется с их помощью заткнуть дыры в своем бюджете, а также пощипать этот самый слишком хорошо живущий народ.
В качестве приманки Минфин обещает (только обещает, но, как на самом деле все будет обстоять, пока совершенно неизвестно), что будет платить на 0,5% больше средней рыночной доходности традиционных ОФЗ. Кого-то, наверное, столь «щедрое» предложение и может привлечь, если бы не мелкие детали, сводящие на нет весь этот широкий жест правительства.
Поскольку Минфин сам не покупает и не продает свои якобы ценные бумажки, это будут делать за него два приближенных к этому ведомству банка - Сбербанк и ВТБ24. Но банки никогда и практически ничего бесплатно не делают. Это не благотворительные организации, а коммерческие предприятия, ориентированные на получение максимальной прибыли. Поэтому вполне естественно, что как только речь зашла о том, что народишко может покупать эти ОФЗ, банки попросили своих партнеров по Минфину поделиться и с ними копеечкой. Эта просьба бедных и день ото дня все более нищающих окологосударственных банкиров естественно нашла самый живой отклик в умах и сердцах чиновников. (Для справки прибыль одного только Сбербанка в 2016 году составила 517 миллиардов рублей) Ну как не порадеть родному человечку? А раз есть принципиальное согласие, то уже банки сами разрабатывают свою тарифную политику и устанавливают комиссию.
Надо сказать, что комиссию, причитающуюся с тех, кто наивно надеялся хоть что-то номинально на этих облигациях дополнительно заработать, банки назначили более чем щедрую. Для себя, конечно. Если клиент захочет купить или продать такую «народную» облигацию, а ее номинал - 1000 рублей, то банк с него возьмет 1,5%. С учетом того, что комиссия взимается и при покупке, и при продаже - это может вылиться для ее счастливого обладателя в 3% от суммы сделки. Даже, если Минфин и будет платить обещанные 8,5% годовых, то, продержав ее год, реальная, а не объявленная, доходность составит не более 5,5% годовых, что заметно ниже ставок по депозитам.
Более низкие комиссии банков в 1% при объемах сделки от 50 до 300 тысяч рублей и 0,5% при сделках свыше 300 тысяч рублей не меняют сути происходящего. Даже в наилучшем для клиентов варианте, когда они покупают ОФЗ и держат ее до погашения, они теряют 0,5% от суммы сделки при покупке бумаги.
Что же касается банков, то здесь ситуация обратная. Они неизменно остаются в выгоде, и их выгода становится тем большей, чем больше и активнее будут покупать и продавать эти «народные» ОФЗ. От реализации только бумаг первого пилотного выпуска облигаций, составляющего 20 миллиардов рублей, если его полностью раскупят, их дополнительная прибыль, поскольку дополнительных затрат при покупке-продаже ОФЗ они не несут, может варьироваться от 100 до 300 миллионов рублей. И это не считая того, что они могут получить в случаях, если ОФЗ будут активно покупать и продавать до момента их погашения.
Есть и еще одна интересная деталь. Поскольку срок погашения ОФЗ, в принципе, может быть произвольно изменен, и их из двухлетних Минфин всегда может превратить, скажем, в двадцатилетние облигации, это может существенно сказываться на цене этих бумаг и, соответственно, их доходности к погашению. Так вот, если клиент купит такую «народную» ОФЗ дешевле ее номинала, например, за полцены, а потом продаст ее, скажем, за 80% от номинала или дождется ее погашения по номиналу, то с этих 30 или 50% «прироста» ее стоимости такому клиенту придется заплатить государству подоходный налог, поскольку лишь купонный доход не облагается налогом.
И в завершение о «народных» облигациях. Если кто-то наивно рассчитывает, что сможет подержать ее в руках, то он или она в корне ошибаются. «Народные» ОФЗ будут выпускаться только в электронном виде, а у клиента будет лишь выписка по его счету.
Когда министр финансов, рассказывая о «народных» облигациях, говорил, что сам готов купить такие облигации, то этому можно было лишь порадоваться. С учетом, как говорится, вновь открывшихся обстоятельств о «народных» облигациях можно с уверенностью говорить о том, что чем больше их купит он сам и его коллеги, тем лучше будет для всего остального населения. Им меньше останется этого «народного» добра.
Как и раньше, самыми надежными вариантами сбережений для обычных людей остаются наличные, если речь идет о периоде до 1 года, и физические драгоценные металлы, если средства отложены на более длительный срок. Это, конечно, если у кого-то есть, что откладывать. С учетом же того, что уровень жизни населения в результате усилий правительства и руководства центрального банка неуклонно снижается, что-то подсказывает, что антинародные «народные» облигации Минфина ждет оглушительный «успех». А не будут брать? Тогда отключим газ!
Мои книжки
«Крах «денег» или как защитить сбережения в условиях кризиса»,
«Золото. Гражданин или государство, свобода или демократия»,
«Занимательная экономика»,
«Деньги смутных времен. Древняя история»,
«Деньги смутных времен. Московия, Россия и ее соседи в XV - XVIII веках»
можно прочитать или скачать по адресу
http://www.proza.ru/avtor/mitra396