Правительственная оптимизация против России.

May 05, 2015 12:36

Ещё на стадии обсуждения многие правительственные проекты вызывают обоснованные претензии со стороны общества и экспертов. Но некоторые чиновники в правительстве, видимо, считают, что они лучше людей знают, в чем благо для народа. Проходит время и общество «собирает камни», которые «разбросало» правительство.



13 апреля 2015 года на сайте Счётной палаты выложили статью «Счетная палата проверила оптимизацию в сфере здравоохранения, культуры, образования и социального обслуживания». Работа ответственных министерств по таким значимым направлениям  как здоровье, образование, культура, за 2013-2014 годы была признана неудовлетворительной.
Кому интересны все детали, могут прочитать доклад по ссылке. Я же лишь остановлюсь на кратких выводах.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ.
- основные цели оптимизации сети медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения не достигнуты - ожидаемого роста эффективности и доступности медицинской помощи не произошло;
- проведенная оптимизация не привела к запланированным результатам по снижению смертности. А если сказать точнее - смертность выросла;
- в 2014 г. в очередной раз был отмечен рост объема платных медицинских услуг - на 24,2% по сравнению с 2013 г. «В условиях снижения доступности медпомощи для населения рост платных медуслуг может свидетельствовать о замещении бесплатной медицинской помощи платной», - подчеркнул аудитор Счётной палаты;
- сокращение медицинских работников в регионах проводится без предварительного планирования и учета возможных последствий. Увольняя врачей, регионы одновременно в них нуждаются. «Таким образом, реализуемые мероприятия по сокращению численности медицинских работников не соответствуют фактической ситуации в регионах и сложившейся потребности. Требуется анализ проводимых кадровых мер, и по итогам возможная их корректировка», - констатировал аудитор;
- одна из целей оптимизации - рост зарплаты медработников. По факту, рост происходит за счёт совместительства.
КУЛЬТУРА.
- в течение 2014 г. учреждений культуры в России стало меньше на 2080, это 7,3% от общего числа. Планируется  дальнейшее сокращение в регионах;
- «Мы понимаем, что сокращение библиотек может быть оправдано перспективой создания Национальной электронной библиотеки. Но, во-первых,она еще не заработала, а, во-вторых, по данным за 2014 г. доступ к интернету для пользователей обеспечен только у 51% библиотек, а к текстовым ресурсам имеют доступ чуть более 6,5%» - отметил аудитор;
- о сельских клубах: «Полагаю, что нужно провести анализ потенциала таких учреждений, в том числе с точки зрения более активного их использования как площадок для театральных и концертных коллективов, чтобы приблизить культурные мероприятия к населению» - отметил аудитор. (Почему об этом думает аудитор, а не профильное ведомство? Прим. А. Куринов).
ОБРАЗОВАНИЕ.
- проверка показала, что в целом мероприятия по оптимизации системы образования были начаты без должного анализа сети, учета планируемых к открытию учреждений, а также оценки потребностей населения.
Так, например, в прошлом году было закрыто 395 и реорганизовано 610 школ. Однако, согласно демографическому прогнозу Росстата, к 2020/21 учебному году потребуется на 2,5 млн. мест больше, чем в 2012/13 учебном году. Но ликвидация 870 школ запланирована вплоть до 2018 г.
Недостатки планирования видны на примере Чувашской Республики, где в деревне с численностью чуть больше 500 человек и при наличии школы в неаварийном состоянии на 90 детей с загрузкой 60%, построена школа на 165 учеников.
- проверка показала, что в результате оптимизации в 36 регионах расходы на содержание образовательных организаций не уменьшились, а возросли;
- анализ образовательных услуг показал, что оптимизация не улучшила ситуацию с их низкой доступностью для сельских жителей;
- массовые сокращения проходят на фоне, когда широко используется практика внутреннего и внешнего совместительства. Это говорит о высокой потребности в педагогах.
Ну, и на десерт. Конечная цель мероприятий - повышение качества предоставляемых населению государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Однако по результатам контрольного мероприятия не установлено влияние проведенных мероприятий на повышение эффективности деятельности образовательных организаций
СОЦЗАЩИТА.
Сразу выделю главное:
- «дорожные карты» регионов России по повышению эффективности и качества услуг в социальной сфере носят «разновекторную направленность». При сокращении числа социальных работников, «дорожными картами» регионов России предусматривается рост числа получателей социальных услуг. Как сообщает аудитор,  «дорожная карта» Минтруда России по повышению эффективности и качества услуг в социальной сфере предполагает увеличение объема платных услуг. По словам аудитора Владимира Катренко, в результате этого действия должны быть повышены зарплаты социальных работников. «Имеются риски, что неоправданно высокий темп роста объемов оказания платных социальных услуг может быть обусловлен сокращением количества бесплатных услуг», - констатировал аудитор.
Общий вывод Счётной палаты звучит безапелляционно: «Таким образом, реальные резервы для проведения ежегодной оптимизации в сфере образования, культуры, здравоохранения и социального обслуживания практически не выявлены. Продолжение мероприятий по сокращению числа государственных и муниципальных организаций может привести к дальнейшему снижению охвата и качества предоставляемых услуг, увеличению очередей и сроков ожидания их получения, снижению уровня удовлетворенности граждан».
Помимо признания полного отсутствия эффективности, пугает схожесть откровенных промахов по разным направлениям. Такое ощущение, что действуют по одной методичке: сокращения работников при наличии вакансий, рост зарплат лишь за счёт совместительства, максимальное внедрение платных услуг.
Премьер-министр должен внимательно присмотреться к работе профильных министров. Работа премьер-министра должна оцениваться по результатам деятельности самого слабого министра.  Их ошибки дорого обходятся всей стране.

Правительство

Previous post Next post
Up