Не успели мы допить классическую дьютифришную бутылку Баллантайнса с шоколадкой, как объявили посадку на воздушную колесницу. И, спустя всего три с половиной часа, мы оказались в таинственной и древней Персии, а точнее в ее теперешней столице - иранском городе Тегеран. За совсем короткое время мы переместились из десятого месяца 2014 года в седьмой месяц 1393 года. И пусть эта разница в почти 623 года связана лишь с отличием в начале летоисчисления: наш, григорианский календарь начинает отсчет с момента рождения Иисуса, а иранский календарь - с переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину, но древностью в Иране пышет практически все - и загадочные надписи на фарси, и сохранившиеся архитектурные памятники предшественников современных иранцев, даже проходя по ковру в торговой лавке, может оказаться, что его нити сплетала пра-пра-пра-пра-прабабка теперешнего хозяина, а пыль в волокнах хранит воспоминания о создании первой паровой машины.
Часть 1. По мотивам м/ф «Ах, как хочется спать»
Иран нам раскрылся не сразу. Несколько лет мы планировали варианты посещения этой страны. Рассматривалось даже автомобильное путешествие Украина - Грузия - Азербайджан - Иран. Позже было принято решение посетить другую часть персидской империи - современный Узбекистан, но кусалась цена на перелет. Но, вдруг, появилась акционная цена на маршрут Киева - Тегеран - Киев от авиакомпании МАУ за 3 500 гривен. Решение было принято за полдня - летим.
Приземлились мы в международном аэропорту имени Имама Хомейни приблизительно в полночь и помчались получать визы. Наш расчет на поездку только с ручной кладью имел бы успех, если б самолет из Китая не прилетел на пятнадцать минут раньше нашего - пришлось стоять в очереди.
Позднее время, нудное ожидание и умеренная доза виски перед отлетом сказывались. Спать хотелось жутко. И, если мы с Данилой отвлекали себя заполнением анкеты, то Ксюша была занята лишь поиском ряда сидений, которые бы не были разделены поручнями. Ей это удалось, и, уже спустя минуту, она мирно посапывала, положив голову на рюкзак, ничуть не смущаясь того факта, что спит под государственным флагом вблизи от входа в офис полиции.
На процессе получения визы хотелось бы остановиться поподробнее. Еще в Киеве мы неоднократно звонили в иранское посольство и задавали вопросы. Нам отвечали, что на границе не потребуют ничего, кроме действующего паспорта, заполненной анкеты, двух фотографий 3х4 и 60 евро. Уже в последний момент я прочитал на форуме, что не плохо было бы иметь телефон иранского «спонсора» или бронь гостиницы. Знакомый иранец был, правда жил он в Украине уже много лет, но тегеранский номер не работающего мобильного имел. А единственную бронь гостиницы в Ширазе мы сделали пару дней назад, хотя когда доберемся туда не представляли.
В реальности же мы заполнили одну анкету на троих, фотографии никто не попросил, стоимость визы оказалась 65 евро. Визовый офицер предсказуемо не смог дозвониться до «спонсора» и, не желая слушать наши доводы по поводу позднего времени и отсутствия интернета в зоне прилета, требовал, чтоб мы его разбудили. Но, позже, сжалился и принял как аргумент нашу бронь гостиницы в Ширазе на следующую ночь, не задавая вопросов о том, как мы собираемся туда добраться.
Вскоре виза была получена, мы вышли на улицу и впервые вдохнули не кондиционированный, непривычно теплый для середины осени воздух тегеранского пригорода.
Следующей задачей был обмен денег, и к ее решению мы были готовы. Деловито спустились на первый этаж в зону вылета и обменяли в единственном обменном пункте доллары по курсу 1/32100, тогда как в многочисленных пунктах в зоне прилета торговали доллар по курсу 1/26400.
По плану мы собирались сразу улететь в Шираз, но были готовы и к смене маршрута по ходу, так как купить билеты через интернет при отсутствии карты иранского банка оказалось невозможно, да и мест на нужные рейсы в последние дни уже не было. Ни на что не надеясь, зашли в офис компании IranAir и попросили три билета в Шираз на ближайшее время. Нам ответили: «No problem» и выписали три билета на сегодняшнее утро в 6.15 общей стоимостью 4 950 000 риалов. Платили мы с все еще открытыми от счастья и невиданного везения ртами, оказалось, что совсем недавно была снята бронь на билеты, и нам удалось выкупить одни из последних мест. Правда удивление было уже меньше, по сравнению с первоначальным состоянием, когда нам написали на бумажке цену 495 000 за три билета. Дело в том, что официальной валютой Ирана является риал, а виртуальной и самой используемой - туман. Один туман равен десяти риалам, а в какой валюте продавец ведет расчеты с непривычки приходилось уточнять.
У выхода стояло множество машин такси, и все водители придерживались единого мнения, что проезд в аэропорт Мехрабад, который находится уже в самом Тегеране, стоит не менее 550 000 риалов. Этого же мнения придерживались уборщики, носильщики и даже один полицейский, который сказал «питсотпитдесят» на ломаном русском языке. Автобусы в город отсутствовали как класс, по крайней мере в это время суток. Пришлось ехать на автомобиле.
Дорога была ровной, приглушенные национальные напевы убаюкивали, и мы спали, лишь изредка приоткрывая веки при виде очередного незнакомого бигборда. Кажется, иногда спал и сам водитель, но до места добрались благополучно.
Аэропорт Мехрабад был мал, убог и некомфортен. Мы долго ходили между потоков холодного воздуха, гонимого, работающими на полную мощность, кондиционерами, и выбирали безветренные места на неудобных креслах. Ксюша с Данилой легли спать, а я изучал окрестности, боясь бестолково проспать чудом приобретенный рейс, пил дешевый чай с сахаром и думал.
Не знаю, поймет ли меня кто-то, но я лежал на металлических креслах в зале ожидания, положив куртку под голову, смотрел на ветхий потолок в стиле актового зала КПИ, квадратные часы с чуждой Ирану надписью «ТІК ТАК» и чувствовал себя абсолютно счастливым и свободным.
Ровно в 6.15 самолет взлетел. Ни одного свободного места в салоне не оставалось, и мы в очередной раз порадовались своему везению. Заставили удивиться и надписи на сидениях, где строки на фарси дублировались на украинском языке. Лететь нужно было всего минут сорок, но, не смотря на короткое время в полете, нас отменно покормили.
В Ширазе мы были, когда общественный транспорт уже работал на полную мощность. Множество автобусов и автобусиков курсировало возле здания аэропорта. Но повальное незнание английского языка и надписи исключительно на фарси не дали нам разобраться в хитросплетении пригородных маршрутов. Мы уселись возле фонтана и принялись изучать карту местности, пытаясь игнорировать навязчивых англоязычных таксистов. Но, в итоге, пришлось сдаться, да и цена в 10 000 туманов на троих не сильно била по карману.
Таксист убедил нас не ехать в зарезервированный отель, а послушать его совета. Он обещал больший комфорт за меньшие деньги в отеле его друга. В начале мы заподозрили подвох, но когда приехали в отель, посмотрели номер и наш водитель сбил для нас цену стойки вдвое, успокоились и расслабились. Сорок долларов за номер с завтраком на троих - вполне приемлемая цена. Таксист заслужил доверие. Мы даже договорились, что за пятьдесят долларов он повезет нас по основным достопримечательностям приширазья, хотя желание наконец завалиться в мягкую постель было очень велико.
Проспав в машине первую часть маршрута, мы прибыли в Персеполис - древнеперсидский город, возникший в VI веке до н.э., столицу огромной империи Ахеменидов. Правда былое величие он давно потерял, сказалось время, да и Македонский с Таис Афинской там неплохо погуляли. Сейчас развалины Персеполиса представляют собой огромный дворцовый комплекс площадью 135 000 м² на высокой платформе.
Жара и сон валили с ног, но мы согласились ехать дальше - в Пасаргады. Фотографии в путеводителе не вызывали лишних иллюзий, но так приятно было дремать на пассажирском сидении такси. Прибыв, мы решили не платить 150 000 риалов с человека за вход, а полюбоваться мавзолеем Кира издалека. Прообраз мавзолея Ленина на Красной площади в Москве был единственной местной достопримечательностью.
На обратном пути мы заехали в Накше-Рустам - археологическую зону, недалеко от Персеполиса, в которой расположены гробницы трех Дариев, Ксеркса І и Артаксеркса, а также множество скальных рельефов, самый старый из которых относится к 1000 году до н.э. Особого внимания заслуживает здание на территории некрополя, которое называют «Куб Заратустры» - возможно, зороастрийское святилище огня.
В пригороде Шираза таксист посоветовал нам кафе «для студентов», где «всего» за 20 долларов нас накормят салатом, лавашом, рисом и кебабом с чаем. Кафе находилось через дорогу, таксист разворачиваться не хотел и руководил нашей перебежкой через оживленную автомагистраль. Накормили нас и правда вкусно и сытно, даже угостили гранатами из собственного сада, а понимание того, что переплатили раза в три за аналогичную еду в аналогичном заведении пришло к нам только через несколько дней. Но ничего, на ошибках учатся. Да и даже эта цена по украинским меркам вполне приемлема.
Последним пунктом сегодняшнего маршрута был автовокзал, где мы приобрели билеты на ночной VIP-автобус в город Язд за 245 000 риалов с человека на следующий день. Даже, лучше сказать, не мы приобрели, а водитель приобрел для нас. Так как толпа людей и языковой барьер очень осложняли процесс. В билете не было понятно ничего, благо, дату, время и номер платформы администратор продублировал привычными для нас цифрами.
Пока Ксюша принимала долгожданный душ, мы с Данилой отправились добывать нам ужин. Этим вечером им стал десятикилограммовый арбуз по 10 000 риалов/килограмм, его нам нарезали в ресторане, а остатков хватило на угощение персоналу.
Вроде бы хотелось спать, но отрывистый сон в машине и чашка вкуснейшего кофе дали дополнительный заряд бодрости. И мы отправились гулять по вечернему Ширазу, ведь в путешествии как нигде хорошо понимаешь, что время - деньги. Город пока ни чем не удивил. Прошлись по улице автозапчастей, по улице палаток, улице спортивного питания. Было не очень уютно, отсутствовал налет старины и не встречались на каждом шагу чтецы стихов великих иранских поэтов Саади и Хафиза. А может просто усталость давала о себе знать, да и искали мы не там, кто знает? Дальше будет видно. Путешествие только начиналось.