"Я", "мое" и "принадлежащее моему"

Nov 01, 2011 14:11



"Итак, внемли себе, то есть внемли не тому, что твое и что около тебя, но одному себе; ибо иное - мы сами, иное - принадлежащее нам, а иное - что около нас. Мы - это душа и ум, поколику мы сотворены по образу Создавшего; наше - это тело и приобретаемые посредством него ощущения; около же нас - имущества, искусства и прочие удобства жизни." [Свт. Василий Великий. Беседа 3-я]

"Ибо если кто-либо причиняет кому-нибудь вред, то он вредит либо телу, либо чему-нибудь внешнему, похищая имущество; душе он не может нанести вред, а вредит только ее инструменту, т. е. телу, как об этом говорят пифагорейцы: «Есмь я, мое и принадлежащее моему». Они называют я душу, так как мы обладаем существованием в душе. Моим они называют тело, как инструмент души. А принадлежащим моему они называют внешние вещи, т. е. имущество. И тот, кто вредит, вредит себе же, а другому нанести вреда не может." [Давид Анахт. Определения философии, 12]

Интересная трихотомия. Но кто автор? И насколько она была распространена в античной философии? Давид ссылается на пифагорейцев, свт. Василий вообще источник не указывает. Судя по всему, у нее, если не пифагорейские, то явно платонические корни. А вот в патристике эта трихотомия распространения вроде не получила. Кроме как у Василия Великого, я ее больше ни кого не видел.

Василий Великий, Давид Анахт, антропология

Previous post Next post
Up