Классическая формулировка: "Бог троичен по ипостасям и един в сущности" - давным-давно стала настолько хрестоматийной, что воспринимается иногда абсолютно некритически. Что, в свою очередь, приводит к серьезной деформации церковно-догматического сознания, в котором единство Бога начинает связываться исключительно с единством Его сущности - таким
(
Read more... )
Comments 52
Для ограждения истины от ариан, полуариан и т.д. и т.п. оказалось достаточно.
Для выражения тайны Бога-Троицы никакой терминологии достаточно не будет.
Рассудочная рационализация Богопознания должна быть минимальной, а любые попытки "уточнения" и бесцельной формализации только усугубляют искажения в Боговидении, заменяют Бога неким конструктом из терминов и понятий.
Reply
Я так понимаю, "рассудочная рационализация" - это что-то типа масла масляного? :)
Но насчет "минимализма" я с Вами не соглашусь. Не все, конечно, что мы знаем о Боге может быть рационально выражено, но то, что может быть выражено, должно быть выражено максимально полно и ясно. А о чем невозможно говорить, о том разумеется, следует молчать. :)
///Недостаточность для чего?///
Для выражения всего, что о Боге все-таки можно сказать.
///любые попытки "уточнения" и бесцельной формализации только усугубляют искажения в Боговидении, заменяют Бога неким конструктом из терминов и понятий.///
Хм… Не знаю, что Вы называете "бесцельной формализацией", но смысл данного текста как раз в том, чтобы очистить сознание христиан от тех "конструктов", которые искажают наше представление о Боге-Троице.
Reply
Сильно!
Бог в помощь.
Reply
Reply
Reply
Преп. Иоанн Дамаскин. ТИПВ, 3, 6:
"Общее и родовое оказывается таковым в отношении к тому частному, какое входит в объем его. Поэтому сущность, как род, есть общее (!), а лицо есть частное. Однако, оно - частное не потому, что одну часть естества имеет, а другой не имеет, но частным одно является по числу, как лишь одно из неделимых, входящих в состав целого рода. О лицах говорится, что они различаются по числу, а не по естеству. Приписывается же сущность личности потому, что в каждой из однородных личностей находится целостная сущность. Почему личности не различаются друг от друга по сущности, но по случайным принадлежностям, которые ( ... )
Reply
Но ведь приведенная Вами цитата из преп. Иоанна относится к человеческой природе, про которую вроде бы не скажешь того, что св. Василий Великий пишет о Лицах Св. Троицы: что "усматривается в Них некое непрерывное и нерасторгаемое общение", что "разность ипостасей не расторгает непрерывности естества" (письмо 38). Именно в силу раздельности человеческих ипостасей "нет необходимости, чтобы все однородные ипостаси страдали вместе со страждущей ипостасью" (говорят, кстати, что "непрерывное и нерасторгаемое общение" встречается и между людьми - но достоверно ли это, не знаю). А приложимо ли вполне сказанное Дамаскиным к Троице?
Reply
И к Божественной тоже. Давайте посмотрим, что пишет преп. Иоанн чуть дальше - в следующем абзаце.
Преп. Иоанн Дамаскин. ТИПВ, 3, 6:
"Таким образом, мы исповедуем, что все естество Божеское совершенным образом находится в каждом из Лиц Божества: все - в Отце, все - в Сыне, все - во Святом Духе. Потому и Отец есть совершенный Бог, и Сын - совершенный Бог. А также утверждаем, что и при вочеловечении одного из Лиц Святой Троицы - Бога Слова Божеское естество в одном из Своих Лиц все и всецело соединилось со всем человеческим естеством, а не часть с частью. (..) Впрочем, что не вынуждает нас утверждать, что все, то есть Три Лица Святого Божества ипостасно соединились со всеми личностями человечества."
И вот еще.
Преп. Иоанн Дамаскин. ТИПВ, 3, 4:
"Мы уже много раз говорили, что одно - сущность, а другое - ипостась, и что сущность означает вид общий, обнимающий ипостаси одного вида, как, например - Бог, человек, а ипостась обозначает неделимое, ( ... )
Reply
Поэтому мы и не можем рассудочным умом "схватить" триединство или единую сущность, но легко и достаточно конкретно можем "ухваить" ипостаси. (Это же справедливо и по отношению к самим людям).
Духу же это понятно, но он действует скорее созерцательно Истине, по сравнению с тем как конкретно и разнообразно действует рассудок, находящийся очевидно в качестве инструмента в подчинении духа (человека).
Reply
Максим Исп., Amb. 23
Reply
Reply
Reply
Что касается приведенных Вами слов преп. Максима, то они, по-моему, прямого отношения к теме не имеют. Да и относятся они скорее к числу тех его текстов, которые не столько снимают проблемы, сколько, наоборот, порождают их. :)
Reply
Однако если реальность конкретно-единичная ...имеет для своего выражения соответствующий термин - "ипостась" или "лицо", то реальность ...конкретно-триединая (Св. Троица) такого термина не имеет. ....
..Недостаточность троичной терминологии является не каким-то недомыслием свв. отцов, нуждающимся в устранении, но - явлением принципиально неустранимым.
Согласен, тринитарная терминология недостаточна, об этом много говорят св.отцы, а наиболее ясно из того, что я читал, говорит об этом преп.Иоанн Дамаскин, который прямо указывает, что применительно к Троице философская терминология ("ипостась", "природа", "сущность", "воля" и т.п.) применяется не в собственном значении в чем и состоит в частности неописуемость Божества ( ... )
Reply
Reply
Reply
Возможно, я ошибаюсь, но так я понимаю следующие места:
ТИПВ 1.12: ...Бог же, хотя ... и сотворил нас способными к познанию, тем не менее не сообщил нам ни Своего существа, ни познания Его существа. Ибо невозможно, чтобы (низшая) природа совершенно познала лежащую выше ее природу. Притом, если знания относятся к тому, что существует, то как может быть познано пресущественное? Поэтому Бог, по неизреченной благости Своей, благоволит называться сообразно с тем, что свойственно нам, для того чтобы нам не остаться вовсе без познания о Нем, но иметь о Нем хотя бы темное представление. Итак, поскольку Бог - непостижим, Он и безымянен; как Виновник же всего ...Он и называется сообразно всему, что существует, даже противоположному одно другому...для того чтобы мы знали, что по существу Он не таков, но пресуществен и безымянный, и что как Виновник всего, что существует, Он принимает Себе имена от всего Им произведенного.
... Он не есть что-либо из того, что существует, но - выше всего.
ТИПВ ( ... )
Reply
Leave a comment