Регулярно (на сей раз у
pretre-philippe) встречаю рассуждения в духе: Украина - это бывшая советская республика,
где, между прочим, большинство населения в марте 1991 проголосовало ЗА сохранение СССР на обновленной основе на всенародном референдуме. И грубое попрание результатов голосования в дальнейшем в конце концов и вызвало все сейчас происходящее. Это, конечно, очень избирательный взгляд в прошлое. А реплика про «грубое попрание» так и вообще не имеет отношения к действительности.
Во-первых, начнем с того, что всесоюзный референдум 17 марта 1991 г. проходил в условиях, когда Украиной, - как, кстати, и Россией, - УЖЕ была принята
декларация о государственном суверенитете. Более того, 19 ноября 1990 г. между Россией и Украиной был даже заключен
двусторонний договор о взаимном признании суверенитетов и территориальных целостностей.
Во-вторых, сам вопрос, вынесенный на всесоюзный референдум :
"Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности".
"Да" или "Нет".
- был а) содержательно пустым, поскольку никак не раскрывал смысла «обновленности», б) формально противоречивым, поскольку, с одной стороны, прямым текстом признавал суверенитет республик, а с другой - говорил об их объединении в федерацию, т.е. суверенное же государство с федеративной формой устройства. Понятно, что такая двусмысленная и неопределенная формулировка не предлагала никакой конкретной картины будущего государственного (в виде федерации несуверенных республик) или надгосударственного (в виде союза суверенных государств) устройства, а только создавала путаницу. В итоге одни участники референдума, отвечая на вопрос, скорее всего, внутренне делали смысловой акцент на федерации, а другие - на суверенности республик.
Видимо, осознав двусмысленность вопроса, в Киеве решили его уточнить и
Постановлением Президиума ВС УССР от 22 февраля 1991 г. в украинские бюллетени был внесен второй вопрос, в котором членами будущего обновленного Союза назывались уже не «суверенные республики» (как в первом вопросе), а именно «суверенные государства»:
«Согласны ли Вы с тем, что Украина должна быть в составе Союза советских суверенных государств на началах Декларации о государственном суверенитете Украины».
«Да» или «Heт».
В результате на первый вопрос положительно ответило 70% проголосовавших, а на второй - 80%.
В-третьих, сразу же после поражения ГКЧП Верховным Советом УССР была принята еще одна декларация -
Акт провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 г.). Этот документ, ничего содержательно не добавляя к Декларации о суверенитете, по сути, просто ставил точку в процессе обретения Украиной государственной самостоятельности.
Но в данном случае важен даже не столько он, сколько референдум по его поводу, состоявшийся на Украине 1 декабря 1991 г. На референдум был вынесен вопрос: «Подтверждаете ли Вы Акт провозглашения независимости Украины?» Положительно ответили 90% принявших участие в голосовании. Даже в Крыму, где из всех украинских регионов поддержка оказалась самой низкой, «Да» сказало 54% (и в Донецкой, и Луганской областях - одинаково по 84%).
Стоит ли специально пояснять, что примерно такие же процессы «суверенизации» шли и в остальных союзных республиках, включая РСФСР.
В итоге идея сохранения Союза «в обновленном виде», вынесенная на мартовский референдум 1991 г., реализовалась именно в своем минималистичном варианте - как
Содружество независимых государств, а не как Федерация.