Россия -щедрая душа. Или глупая?

Mar 23, 2013 08:29

Церковная история -это своеобразная дисциплина и преподавать ее приходиться с элементами светской. Оно и понятно-ведь Церковь не живет в вакууме и важные события в жизни страны оказывают на нее влияние. Поэтому рассказываю студентам не только об эпохальных событиях в истории Церкви, но и касаюсь общемировой истории. В этот раз буду говорить сними о Константинопольской и Элладской Церкви в начале XX века. А разговор этот невозможен без экскурса в историю I Мировой войны и в историю Турции. А рассказывать тут как раз есть о чем. И о ком. Великий (несмотря на всю свою неоднозначность) турецкий деятель Мустафа Кемаль Ататюрк. Человек, который создал современную Турцию. Человек, который сделал из турецкого крестьянина времен Османской Империи европеизированного турка.

Для того чтобы студенты могли лучше представить его жизнь я нашел небольшой фильм о нем. Сразу скажу, что сложно назвать его строго научным, но это популярный рассказ о жизни Ататюрка,тем не менее, проливает свет на многие моменты его биографии.

Не буду пересказывать общеизвестные факты (Ататюрк-один из самых исследованных личностей в истории).

Поделюсь только самым интересным.[Можете посмотреть видео о нем]

image Click to view

Во-первых, я вновь поразился насколько же Россиия щедрая душа (а может и недальновидная).

Желая получить помощь, Ататюрк создал Коммунистическую Партию и попросил Ленина о помощи.   Наша щедрая русская душа, пережившая Мировую Войну, революцию и кровопролитную Гражданскую,  конечно же с радостью согласилась помочь.

При этом как только Ататюрк получил помощь, то сразу же  распустил Коммунистическую партию. К тому же, он особенно и не скрывал, что всегда был сторонником частной собственности.

Такая вот у нас щедрая душа.

Ну и второе. При всей неоднозначности и спорности реформ Ататюрка (равно как и его личности) не могу не выразить уважения столь эпохальной фигуре. Хотя, как теолог,  не могу согласиться с его реформами в религиозной сфере. Курс Ататюрка на максимальную светскость государства негативно сказался на религиозных меньшинствах, то есть на христианах и иудеях. Турецкие султаны руководствовались логикой "народ=религия" и поэтому Константинопольский патриарх помимо своих религиозных функций был еще и представителем своего народа при султане. Показателен факт, что после начала греческого восстания 1821 года турки казнили патриарха как плохо справлявшегося с управлением своим народом.

Для Ататюрка это понимание было чуждо. В итоге влияние Константинопольского патриарха все более падало и в  он стал тем, кем является сейчас-главой православных греков в Турции.

Как мы видим, Ататюрк -это  мощнейшая личность, оказавшая самое серьезное влияние на всю мировую историю. Ну а раз история Церкви неотделима от истории мира, то и на историю Церкви.

Интересное, История

Previous post Next post
Up