По моему глубокому (хотя и дилетантскому) убеждению, успех театральной постановки зависит от трех вещей: от того, кто ставит, кого ставит, и как это играют. На сцене Волковского театра города Ярославля эти три составляющие воплотились воедино в постановке «Зойкиной квартиры» Михаила Булгакова в постановке Евгения Марчелли.
Режиссер волковского театра Евгений Марчелли - человек как минимум неординарный. По крайней мере, когда я вижу под театральной афишей слова «Постановка Марчелли», то возникает желание сходить. Его стиль - это максимальный реализм и экспериментирование на грани дозволенного, но не переходящего в пошлость.
Марчелли сложно удержаться от того чтобы кого-нибудь не раздеть на сцене, равно как и от того чтобы ннеесказать несколько слов на «русском матерном». Причем не важно что ставится - будь то «Зойкина квартира», где речь идет о борделе, или «Катерина Ивановна», или другие постановки. Даже в анонсе новогодней сказки «Алладин» в его постановке на первое место вынесены слова о «восточных красавицах». Ну не может Марчелли без этого=).
Такие же раздевания были на сцене во время постановки «Зойкиной квартиры». Быть может, я не прав и занимаюсь апологией греха, но я считаю, что Марчелли смог не опошлить раздевание и не свести все на уровень банальной эротики/порнографии. Как-то динамично смотрелись на сцене девушки в нижнем белье и красивых костюмах. По моему глубокому убеждению, чувствовать грань между восхищением красотой и банальной порнографией - это целое искусство. Поставить спектакль с элементами обнажения и не опуститься до чего-то пошлого - для этого необходимо иметь талант.
Теперь о второй составляющей. Михаил Булгаков - это очень своеобразный автор, чье многогранное творчество переплетается с духовными терзаниями и исканиями, равно как и с употреблением наркотиков и бредовыми идеями. Лично для меня привлекательность Булгакова заключается в его жестком реализме. Реалистично, но не цинично Булгаков ставит устами Воланда диагноз москвичам, а в их лице и всему человечеству. С таким же разящим реализмом Булгаков описывает и создание борделя в новом советском государстве и чиновников, которые его посещают.
К Булгакову можно относиться по-разному, но отрицать его гениальность как минимум нелогично.
Ну и о том, как было поставлено. Труппа Волковского театра не устает радовать оригинальностью и смелостью в общении со зрителями. У нас с женой были билеты в первый ряд и там мы смогли насладиться общением со зрителями во всей ее полноте. Актеры постоянно спускались в зрительный зал, делая публику участниками спектакля, вовлекая их в само действие. Использование подсадных актеров в зале, что никогда мне не нравилось, на сей раз было обыграно так, что утратило для меня всю свою пошлость и заезженность.
Искусство бывает разное. И в наши дни, когда многие пытаются его опошлить, свести в глубины примитивизма и пустоты, так хорошо увидеть интересную и красочную постановку, выдержанную в лучших традициях первого русского профессионального театра.