Никодим Святогорец, Шмеман и стереотипы

Oct 29, 2012 17:47


Период турецкого господства над Византией стал временем упадка церковной жизни. Мощный кризис разразился во всех сторонах жизни Церкви: монашество и духовная жизнь, образование и богословие, институт Церкви и патриаршества - все это было затронуто кризисом. 
В ответ на  кризисные тенденции должны были возникнуть новые свежие силы. И этот долгожданный поток свежего церковного воздуха пришел с Афона. Но началось все со скандала...


В ските  святой Анны было начато строительство нового центрального храма. Расходы строительства покрывались главным образом за счет пожертвований на поминовение,  которые возросли до 12 000 имен. При этом поминовение усопших на Афоне совершалось только по субботам. Но суббота была не только днем поминовения усопших, но и днем торговли. 
 В результате монахи, для того чтобы успевать поминать всех усопших, перенесли часть из этих поминовений на воскресение. Но в православной традиции воскресение - это день, посвященный победе над смертью, воскресению Христа и в него не принято совершать поминовение усопших.  Часть монахов выступила категорически против новой литургической практики. Начались споры… Противников такой практики осуждали, преследовали и даже дали ехидное прозвище колливады (что образовано от слова «коливо», то есть поминального блюда).
Но  дело было далеко не в частном вопросе поминовения усопших. Вторая фаза споров вокруг нового движения затронула саму суть христианства -Причастие Тела и Крови Христа.
Многие колливады выступали за частое причащение. Замечу, что в Константинопольской Церкви того времени был кризис и упадок духовности и причащались лишь несколько раз в году. Поэтому позиция колливадов была по-настоящему новаторской и смелой (хотя, по сути, просто обращала внимание на практику раннего христианства).
Наиболее значимым представителем колливадов на Святой Горе в это время был святой Никодим Святогорец, выступавший за частое Причащение.





[Цитаты преподобного Никодима]
Цитаты Шмемана не привожу. Его учение о Евхаристии и так известно

Напрасно совершается ежедневно Литургия, напрасно мы стоим в алтаре - никто не подходит причаститься. Говорю это не для того, чтобы вы причащались просто так и как
случится, но чтобы вы делали себя достойными.

….

О человек!
Ты недостоин Причастия? Тогда ты недостоин и слышать молитвы Литургии.

….

Ты говоришь: «Я недостоин». Тогда ты недостоин участвовать и в
молитвах, потому что Святой Дух нисходит не только на предлежащие [Святые
Дары], но и на эти песнопения.

.....

Так и ты, христианин, если недостоин в конце Литургии приблизиться и
увидеть Бога, убегай вместе с оглашенными, ибо [продолжает Златоуст] «ничего
большего, чем они, не имеешь. Ведь это не одно и то же: никогда не причащаться
[будучи некрещеным] и [после Крещения], сподобившись Причастия, оказаться
согрешившим и недостойным Причащения.



По сути Никодим Святогорец озвучил мысли, близкие к Шмеману, Меню и многим другим сторонникам частого причащения. Но при этом, почему-то Никодим Святогорец почитается как святой старец, а названные религиозные философы живут  в умах наших сограждан с ореолом еретиков и раскольников. Интересно, почему так? Потому что Святогорец канонизирован, а Шмеман нет? Или потому что есть стереотип?
Я склоняюсь ко второму варианту. В нашем  сознании много штампов и, к сожалению, многие, слыша «заштампованные» имена сразу от них открещиваются, даже не пытаясь проникнуть в суть сказанного или написанного. А жаль....

Православие, Евхаристия, Христианство

Previous post Next post
Up