Христианство и античная философия.

Oct 18, 2012 10:40


Отношения христианства и античной философии - это проблема, не имеющая однозначной оценки. Среди отцов Церкви существуют целый спектр разнообразных оценок античной философии - от восторженных суждений о «христианстве до Христа» и до клеймения позором античных мыслителей.
           Готовясь к лекциям у заочников, наткнулся на прекрасную статью «Разум и откровение в Средние века» философа-неотомиста Этьена Жильсона.

Отталкиваясь от понятия теологумна, то есть частного богословского мнения, Жильсон выделяет три типа отношения христианства к античной философии и называет их именами отцов.



Итак, первая группа-это Тертуллиан. Сторонников данной группы Жильсон называет «экстремистами в теологии». К данной группе помимо самого Тертуллиана, Жильсон относит Татиана и его «Обращение  к грекам», Бернарда Клервовского и его третью «Проповедь к празднику Сошествия Святого Духа»,  святой Петр Дамиани, а также ряд других.

Для представителей данной группы характерно понимание, что «Откровение было дано людям вместо всякого иного знания, включая науку, этику и метафизику». Отсюда «не нужна прежде всего именно философия; собственно говоря, без философского знания нам будет значительно лучше, чем с ним».

Жильсон не случайно назвал данную группу мыслителей        именем Тертуллиана, так как именно он «нашел убедительные формулировки, чтобы высказать то, что он считал непримиримым антагонизмом между Христианством и философией. Седьмая глава его трактата «О предписаниях против еретиков» представляет собой не что иное, как яростные нападки на то, что сам Бог назвал «юродством» («глупостью») философии».

Интересно замечание Жильсона относительно причин появления группы «Тертуллиан».  Он пишет, что это было неким протестным актом против активного интереса и поддержки Церковью некоторых философов.

Вторая группа получила название «Блаженный Августин»,и в ее состав вошли такие известные философы и теологи как Иустин Мученик, Климент Александрийский и Ориген.  Главное убеждение членов данной группы заключалось в том, что «существует принципиальное согласие между естественным и Богооткровенным знанием, либо это подразумевалось». Таким образом, участники данной группы утверждали, что существует принципиальное согласие между философией и теологией, между верой и знанием.

Рациональное знание может быть постигнуто актом веры. Таким образом, блаженный Августин провозгласил, что каждый верующий человек благодаря своей вере может воспринять истины, для постижения которых рациональным путем может уйти вся жизнь человека.

Третья группа мыслителей названа Жильсоном по имени арабского философа Аверроэса. Воззрения представителей данной группы можно охарактеризовать как «чисто философский рационализм».

Перед арабскими мыслителями встал диллема «если веришь в то же, во что верил Мухаммед, можно ли философствовать так, как это делал Аристотель?»

«Согласно Аверроэсу, абсолютную истину следовало искать не в каком-либо откровении, а в сочинениях Аристотеля, которые он никогда не уставал комментировать и аннотировать. Когда Аристотель высказывался по какому-либо поводу, то через него говорил сам разум, и ничего более к высказанному уже нельзя было бы добавить».

По мысли Аверроэса философии принадлежит примат над теологией, так как религия представляет собой лишь «пересказ» рациональных истин: «то, что толпа считает истинным через веру, и то, что теологи выражают в терминах диалектической вероятности,- все это не что иное, как сама философская истина, приспособленная для более низких классов умов. Для людей воображения вера - единственно возможный подход к рациональной истине».

Такая вот интересная статья мне попалась. Жильсон верно заметил, что в Церкви нет единого мнения относительно античной философии. Более того, существующее многообразие мнений дает простор для реализации выбора каждого человека. А ведь Господь создал человека, наделенного свободой выбора. Как относится к античной философии - это выбор каждого.

Христианство

Previous post Next post
Up